Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Деисус и молящиеся новгородцы

Реставрация: Реставрирована в 1912-1913 гг. П.И. Юкиным

Размер: 112 х 85 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, Иоанн предтеча, ангелы, апостолы Петр и Павел, избранные святые

Уточняющая датировка: 15 в., около 1467 г.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Икона поделена по горизонтали на два равных регистра В верхнем регистре расположен семифигур-ный Деисус с традиционным для новгородской живописи XV века изображением Спаса на престоле в центре. Фигуры сопровождаются поновленными надписями В нижнем регистре размещены фигуры молящихся, разделенных на две группы. Шестеро мужчин разного возраста (с короткими волосами и спадающими на спину "косами") облачены в короткие кафтаны с петельчатыми застежками, накинутые на плечи шубы с длинными рукавами и широкими отложными воротниками и красные ноговицы. Стоящая справа женщина одета также в украшенную воротником шубу, из-под которой видны широкие рукава платья; на ее голове белый плат, напоминающий клобук, с длинными концами и свисающей бахромой. В центре композиции изображены два отрока в белых рубашках; их фигуры несколько приподняты по отношению к фигурам остальных молящихся. Композиция публикуемой иконы довольно редка для вотивных портретов византийского мира. Вместе с тем ее символическое содержание вполне понятно: изображение Деисуса связано с темой Страшного суда и заступнической молитвы святых за донаторов или умерших, о чем свидетельствует и надпись, в которой говорится, что изображенные молят Христа и Богоматерь о своих грехах, т.е. об их прощении (соответственно, вряд ли можно думать, что это предки Антипа Кузьмина, молящиеся за него). Имена, перечисленные в надписи, совпадают с количеством персонажей, хотя последние изображены в несколько ином порядке.

Стилистическая справка

NULL

Происхождение

Церковь апостола Иакова на Яковлевой улице или Димитрия Солунского на Даньславле улице (в Кожевниках) в Новгороде. Затем находилась в церкви Николы Кочанова (св. Пантелеймона), к которой была приписана Варлаамовская часовня. Позже находилась в упомянутой часовне Варлаама Хутынского. В 1912 г была передана в Новгородское епархиальное древлехранилище.

Фрагменты

Библиография