Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Церковь Богородицы в Асину

Тип: Церковь

Страна: Кипр

Место нахождения: Находится в 5 км от деревни Никитари, в восточных предгорьях Троодос (Кипрская архиепископия)

Век: 11

Уточняющая датировка: 11 - начало 12 вв. Фрески датированы 1106 г.

Заказчик: Никифор

Автор: Нет данных

Церковь Богородицы Форвиотиссы, находящаяся близ селения Никитари и известная как церковь Богородицы Асину - единственная сохранившаяся часть Форвииского монастыря.

Речь идет об одной из наиболее значительных церквей Кипра, находящейся в юрисдикции Митрополии Морфу. Монастырь был основан магистром Никифором Исхирием в 1099 году, который впоследствии постригся в монахи, приняв имя Николай...

Церковь Богородицы Форвиотиссы, находящаяся близ селения Никитари и известная как церковь Богородицы Асину - единственная сохранившаяся часть Форвииского монастыря.

Речь идет об одной из наиболее значительных церквей Кипра, находящейся в юрисдикции Митрополии Морфу. Монастырь был основан магистром Никифором Исхирием в 1099 году, который впоследствии постригся в монахи, приняв имя Николай. Согласно записи в кодексе Форвийского монастыря (ныне Parisinus Graecus 1590), Никифор почил 16 ноября 1115 в основанном им монастыре. Этот кодекс, написанный в 1063 году, представляет собой месяцеслов (сентябрь-февраль), использовавшийся монахами Форвийского монастыря для записей дат смерти настоятелей монастыря в XII веке и монахов в XIII-XV веках.

Важные сведения о Форвийском монастыре содержатся в надписях на украшающих храм фресках.

В трех случаях упоминается имя ктитора Никифора, причем сами фрески датированы 1106 годом. В надписи, сопровождающей фреску Святого Георгия в образе всадника начала XIII века, монастырь назван "Форвийским монастырем". В другой надписи на фреске над дверью, ведущей из нартекса в собственно храм, Богородица названа "Форвиотиссой". Наконец, из наполовину уничтоженной надписи над той же дверью мы узнаем, что нартекс был вторично расписан фресками в 1332-1333 годах.

Монастырь Богородицы Асину продолжал быть действующим и в XV-XVI веках. В период турецкого владычества монастырь был бедным, число монахов невелико. В конце XVI-XVII веках монастырь пришел в упадок и был оставлен монахами. Монастырские сооружения превратились в развалины, а затем вообще бесследно исчезли.

Планы

Храм Богородицы Асину состоит из двух частей - собственно храма и нартекса. Общая длина храма вместе с нартексом составляет 15,95 м, максимальная ширина в нартексе - б,2 м. Собственно храм - бесстолпный, перекрытый сводом, прямоугольный в плане (10,80 х 5,80 м снаружи). Полукруглая апсида храма выступает на 1 м из его восточной стены.

Храм Асину план

Cвод храма опирается на северную и южную стены, которые  укреплены двумя "сфендонами" (поперечными арками). Храм имеет три входа, расположенные примерно посредине северной, южной и западной стены. Окон совсем немного: одно стрельчатое, в один проем, над западной дверью и одно стрельчатое трехчастное в алтарной апсиде. Над северной и южной дверью расположены полукруглые люнеты.

Стены храма построены из камней неправильной формы, местного, вулканического происхождения, промежутки между которыми заполнены камнями меньших размеров, а также обломками черепицы и кирпича. Целиком из кирпича выложены только арки северной и южной двери и окна апсиды алтаря. Стены храма, по-видимому, первоначально были оштукатурены снаружи. Части этой штукатурки сохранились на апсиде алтаря, а также в некоторых местах на южной и западной стенах храма. Штукатурка имеет рыжеватый оттенок и резной декор, имитирующий прямоугольную кладку.

Асину развертки

Как явствует из ктиторской композиции, а также следует из наблюдений над структурой стен, первоначально храм не имел нартекса. Последний представляет собой пристройку, появившуюся, по-видимому, очень рано - в конце XII века. На северной и южной сторонах, вместо прямой стены, нартекс имеет полукруглые в плане экседры. Длина нартекса - 5,15 м, ширина вместе с экседрами - 6,20 м. 

Нартекс имеет "фурник" (купол без барабана), опирающийся на четыре легкие остроконечные арки. Первоначально нартекс имел три отдельных входа: один - посередине западной стены и по одному - примерно в центре экседр северной и южной стороны. Южная дверь, по-видимому, была замурована и расписана фресками сразу же после восстановления, как показывает исследование фресок. Стены нартекса построены из прямоугольно тесаных камней поролита, причем кладка их более тщательная, чем кладка собственно храма. Стены нартекса не были оштукатурены снаружи.

Храм и нартекс подверглись существенным разрушениям в прошлом (возможно, от землетрясений), что привело к утрате частей первоначальных фресок, а также к необходимости добавления новых элементов для их укрепления. Как кажется, в XIV веке обрушилась часть конхи алтарной апсиды и часть северной стены. Во время восстановления апсида алтаря была расширена и укреплена, "сфендоны" собственно храма усилены новыми островерхими арками, а поддерживавшие их пилястры расширены. Несколько позднее была построена арочная опора у восточного края северной стены, поддерживавшая стену в этой части.

Как видно на ктиторской композиции, собственно храм первоначально был покрыт деревянной кровлей. В настоящее время храм и нартекс покрыты единой деревянной кровлей с крюкообразной черепицей. Эта кровля является новейшим добавлением 1959 года и существенно отличается от предшествующей. Во время реконструкции 1959 года имело место поднятие фронтонов восточной и западной стен храма и нартекса, в результате чего в значительной степени увеличился наклон новой кровли. Предыдущая кровля была более низкая, имела меньший наклон и выступала за стены храма, образуя крытую веранду на трех сторонах - северной, западной и южной.

Фресковый декор церкви создавался в разные времена и разными живописцами.

Наиболее значительными считаются первоначальные фрески, которые, согласно ктиторской надписи, находящейся под изображением Святых Константина и Елены в слепой арке в западной части на южной стене, были созданы в 1105/6 году. "Церковь Пресвятой Богородицы расписана благодаря содействию и большому желанию магистра Никифора Исхирия, в правление императора Алексея Комнина, в год 6614,14-го индиктиона"...

Фресковый декор церкви создавался в разные времена и разными живописцами.

Наиболее значительными считаются первоначальные фрески, которые, согласно ктиторской надписи, находящейся под изображением Святых Константина и Елены в слепой арке в западной части на южной стене, были созданы в 1105/6 году. "Церковь Пресвятой Богородицы расписана благодаря содействию и большому желанию магистра Никифора Исхирия, в правление императора Алексея Комнина, в год 6614,14-го индиктиона". Эта хронология от Адама соответствует 1105/6 году. Эти фрески сохранились на западной и восточной стенах, на западном и восточном участках южной и северной стен и на своде над ними. Другие фрески находятся под более поздними, а некоторые были заново прописаны.

В алтаре из слоя ХII века сохранились сцены "Причащение апостолов", святители Дионисий Ареопагит, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай, Игнатий Богоносец, а также святые епископы Кипра Варнава и Епифаний, "Вознесение Христово", "Благовещение", "Причащение Марии Египетской", "Рождество Христово" и "Введение во Храм", а также отдельные святые - Роман Сладкопевец, Тихик, епископ Неаполитанский (Лимасола), Лазарь, епископ Китионский, почти целиком закрытый пристройкой апсиды алтаря, Иаков, брат Божий, Григорий Нисский и Тихон, епископ Амафунтский и полуфигурные изображения иерархов в медальонах, имена которых не сохранились. Из последних определены следующие образы: Святой Спиридон - по шапке на голове и святые Никон и Авксивий с именующей надписью. В нише жертвенника изображен Святой Иоанн Милостивый, а в нише диаконикона - Святой Трифиллий.

Эти фрески отображают новые тенденции комниновской живописи и напоминают своей иконографией и манерой исполнения об искусстве Константинополя, откуда, вероятно, и происходил живописец.

Много первоначальных фресок церкви было уничтожено, когда в конце XIII или начале XIV века понадобилось произвести работы по укреплению стены внутри храма.

На южном склоне главного свода в XIV веке написаны четыре сцены из жизни Христа - "Рождество" и "Сретение" вверху, "Крещение" и "Преображение" внизу.

В тимпане арки над входом изображен ктитор церкви Никифор, подносящий храм Богородице, которая ведет его к Христу, восседающему на престоле в окружении ангелов. Между ними находится и надпись, сообщающая о даре:

"Многих благ вкусил я в жизни, подателем которых явилась ты, Богородица. Я, магистр Никифор, скромный проситель, с пылким желанием возвел сей Твой храм, и потому молю Тебя быть мне заступницей в страшный Судный День".

Позади Никифора на ктиторской композиции представлена женщина по имени Гефира в роскошных одеждах и со следующей надписью: "В 17-ый день декабря месяца, в 15-ый индиктиона года 1099 почила раба Божья Гефира". Местная устная традиция гласит, что Гефира была дочерью ктитора Никифора, которая, согласно приведенной выше надписи, умерла 17 декабря 6608 года (от Адама) 15 индиктиона, т.е. 1099 г.

Нартекс церкви Асину был расписан после перестройки в конце XII века. Фрагменты первоначального декора просматриваются под более поздними фресками 1332/3 года. Началом XIII века датируется фреска Святого Георгия на коне в типе "Диасорита", находящаяся южной экседре нартекса. Речь идет о посвятительной фреске Никифора Каллия, который, согласно посвятительной надписи, был конским лекарем-попечителем (ветеринаром): .... "Благочестивый Никифор, лекарь лошадей, движимый горячим и благонамеренным желанием, создал икону всевеликого мученика Георгия для чтимого Форвийского монастыря, желая во время Суда иметь в помощь себе сиятельновенчанного мученика и молитвы здешних жителей. Моление Никифора Каллия". Особо интересен декор круглого щита Святого Георгия с полумесяцем и крестом на звездном небе.

Самая ранняя фреска нартекса - Богородица Форвиотисса в тимпане арки над западным входом в храм, принадлежащая слою фресок 1105/6 года. Богородица изображена в известном иконографическом типе Влахернской Богородицы, т.е. с Христом в медальоне перед грудью. Активная роспись стен поверх более ранних фресок нартекса имела место в XIV веке. Более поздние фрески, сохранившиеся почти без повреждений, датируются 1332/3 годом.

В конхе южной апсиды изображена Богородица с дарителями франками (латинянами). Эта фреска отмечена сильными западными влияниями, однако в техническом плане она не отличается от фресок 1332/3 года. Дарительница одета в длинный черный пеплос - тип одежды, принесенный на Кипр беженцами западно-европейского происхождения, прибывшими на Кипр после падения Акры в 1291 году.

Иконографическая программа нартекса включает также "Страшный Суд", занимающий купол без барабана, паруса, тимпан и арку западной стены, конху северной экседры и прилегающие прямолинейные участки северной стены, а также фронтальную часть южной апсиды.

В центре купола нартекса изображен Христос Праведный Судья в окружении Богородицы, шестикрыла и ангелов в медальонах. На парусах изображены восседающие на престолах апостолы (по три), судящие двенадцать племен Израиля.