Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Архангельский собор Московского Кремля

Тип: Церковь

Страна: Россия

Место нахождения: Московский Кремль

Век: 16

Уточняющая датировка: 1505–1508

Заказчик: Иван III Васильевич

Архитектор: Алевиз Новый

  Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Он возведен на месте небольшого белокаменного собора, построенного в 1333 году русскими мастерами при князе Иване Даниловиче Калите, и разобранного, по причине «ветхости и затесненности гробницами», в 1505 году при великом князе Иване III.  Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах...

  Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Он возведен на месте небольшого белокаменного собора, построенного в 1333 году русскими мастерами при князе Иване Даниловиче Калите, и разобранного, по причине «ветхости и затесненности гробницами», в 1505 году при великом князе Иване III.  Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Архангельский собор стал усыпальницей московского великокняжеского дома.

Фасады Архангельского собора покрывает геометрически ясная и строгая ордерная декорация: над цоколем сложного профиля расположены два ряда пилястр, увенчанных резными коринфскими капителями. Нижний ярус стены украшен ложной аркадой, а верхний - широкими филенками. Горизонтальное членение стены подчеркнуто строгими линиями карнизов. Закомары в виде больших рельефных раковин, некогда украшенных готическими фиалами, отделены от основного объема здания антаблементом. Непривычны для русского храма и круглые окна - медальоны, украшающие центральную закомару западного фасада. Первоначальная двухцветность фасадов - краснокирпичные стены и белые декоративные детали - также акцентировала ордерную схему их построения.

Типичная для итальянской архитектуры ордерная декорация как бы "наложена" Алевизом Новым на традиционную для Руси  конструктивную  схему шестистолпного крестово-купольного храма с каноническим пятиглавием и позакомарным покрытием. В решении внутреннего пространства Архангельского собора отчетливо видна связь с древнерусской архитектурой. Дробность и затесненность пространства собора массивными, почти квадратными в плане столпами, делящими здание на три нефа, является характерной особенностью его интерьера.

Отдавая дань традиции, Алевиз возвел в западной части Архангельского собора хоры для семьи великого князя, находившейся здесь во время богослужения. К основному объему здания было пристроено узкое четырехэтажное помещение, на третьем этаже которого и располагаются своеобразные хоры, выходящие в пространство собора большим двухарочным окном. Ново для Древней Руси решение главного входа в собор в виде перспективного портала, помещенного в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образует храмовую паперть. Порталы, выполненные из белого камня, увенчаны резными акротериями и украшены тонко проработанным стилизованным растительным орнаментом, типичным для итальянского Возрождения.

Архангельский собор с течением времени претерпел некоторые изменения, исказившие его первоначальный облик. Во второй половине XVI века с восточной стороны храма были устроены два придела - Покровский, переименованный позже в придел Святого Уара, и придел Иоанна Предтечи. Тогда же к собору с трех сторон - северной, западной и южной -примкнула открытая галерея, где во время пышных торжеств находились почетные гости. В XVIII веке галерея была разобрана, центральная глава, прежде шлемовидная, получила луковичную форму, часть южного фасада закрыли белокаменные контрфорсы, закомары приобрели стрельчатые очертания, с них были убраны декоративные украшения -фиалы. Очевидно, в это же время своды и главы утратили первоначальное покрытие лощеной черепицей двух цветов, красного и черного. В XIX веке к южной стороне собора была пристроена двухэтажная палатка для священнослужителей, которую в XX веке переделали в одноэтажную.

 

Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652 - 1666 годах в правление царя Алексея Михайловича,который постановил расписать храм наново, а старое - сбить,  так как стенопись XVI века сильно обветшала. Перед началом работ было составлено описание первоначальных композиций с указанием их местонахождения,что помогло сохранить программу древней росписи. В  1652 приступили к возобновлению стенописи...

Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652 - 1666 годах в правление царя Алексея Михайловича,который постановил расписать храм наново, а старое - сбить,  так как стенопись XVI века сильно обветшала. Перед началом работ было составлено описание первоначальных композиций с указанием их местонахождения,что помогло сохранить программу древней росписи. В  1652 приступили к возобновлению стенописи. Царские мастера Степан Рязанец  «со товарищи» получили указ  сбить старую роспись, составив ее описание, и приступить к новой. Однако работы приостановили из-за войны с Польшей и Швецией,которая опустошила государственную казну, а моровая язва в Москве и по всей стране унесла в могилу многих мастеровых людей. В города России были разосланы царские грамоты о присылке в Москву мастеров иконного дела.  Работа продолжалась с большими перерывами вплоть до 1666 года.  На последнем этапе артель мастеров возглавлял царский жалованный изограф Симон Ушаков.

Фрески южной и северной стен собора посвящены архангелу Михаилу и повествуют  о совершенных им на земле чудесах. Часть сводов и западная стена отданы композициям, иллюстрирующим Символ веры.

Схема росписи куполов и сводов Архангельского собора
 

  1. Отечество
  2. Архангел Михаил
  3. Архангел Гавриил
  4. Сретение
  5. Преполовение
  6. Вход во Иерусалим
  7. Воскрешение Лазаря
  8. Первый член «Символа веры»: «Верую во единаго Бога Отца...»
  9. Второй член «Символа веры»: «И во единаго Господа Иисуса Христа...» — Отечество
  10. Третий член «Символа веры»: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес...» — Благовещение, Рождество Христово
  11. Никейский собор при императоре Константине
  12. Четвертый член «Символа веры»: «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате...» — Христос перед Пилатом, Распятие
  13. Богоявление
  14. Пятый член «Символа веры»: «И воскресшаго в третий день по Писанием...» — Сошествие во ад
  15. Христос во славе

 

Схема росписи западной стены Архангельского собора
(кроме первого яруса)

  1. Четвертый член «Символа веры»: «...и страдавша, и погребена»
  2. Шестой член «Символа веры»: «И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца» — Вознесение,Троица Новозаветная
  3. Адам и Ева в раю
  4. Изгнание прародителей из рая
  5. Седьмой член «Символа веры»: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым...» — Христос, идущий судить
  6. Седьмой член «Символа веры»: «... Его же Царствию не будет конца» — Слава Царя Небесного
  7. Страшный Суд
  8. Восьмой член «Символа веры»: «И в Духа Святаго, Господа животворящаго...» — Троица Новозаветная
  9. Девятый член «Символа веры»: «Во едину Святую Соборную и Апостольскую церковь»
  10. Десятый член «Символа веры»: «Исповедую едино крещение во оставление грехов»
  11. Одиннадцатый член «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых...»
  12. Двенадцатый член «Символа веры»: «...и жизни будущаго века»

 

Схема росписи северной стены Архангельского собора
(кроме первого яруса)

  1. Собор архистратига Михаила
  2. Избиение ассирийского войска
  3. Давид и архангел Михаил
  4. Пророки Нафан и Давид
  5. Силоамская купель
  6. Ангел, летящий в облаках с пророком Аввакумом
  7. Даниил во рву львином
  8. Три отрока в пещи огненной
  9. Видение пророку Даниилу четырех царств
  10. Видение звездного креста императору Константину
  11. Изведение апостолов Петра и Павла из темницы
  12. Жены-мироносицы у гроба Господня
  13. Чудо в Хонех
  14. История исцеления в святом источнике дочери эллина

 

 

Схема росписи южной стены Архангельского собора
(кроме первого яруса)

  1. Собор архангела Гавриила
  2. Взятие Еноха на небо
  3. Авраам с помощью архангела Михаила поражает войско врагов
  4. Разрушение Содома
  5. Жертвоприношение Авраама
  6. Борьба Иакова с Богом
  7. Архангел водружает жезл в колодец
  8. Видение лествицы Иаковом
  9. Видение Моисеем Неопалимой купины
  10. Архангел Михаил поставляет Моисея князем
  11. Ангел, выводящий из Содома Лота и его дочерей (см. левую и правую части композиции)
  12. Архангел Михаил преграждает путь непокорному Валааму (Валаамова ослица)
  13. Спор дьявола с архангелом о теле Моисея
  14. Крушение стен Иерихона
  15. Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном
  16. Чудесные явления архистратига Михаила
  17. Чудо о злате

Архангельский собор Московского Кремля - Западный портал
Западный портал

Архангельский собор Московского Кремля - План
План