Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии

Тип: Церковь

Страна: Сербия

Место нахождения: Косово

Век: 13

Уточняющая датировка: 1230-е гг

Заказчик: Архиепископ Савва I

Печская Патриархия, ставропогиальный женский монастырь, храмовый комплекс и исторический центр Сербской Православной Церкви. Находится при входе в Руговскую долину близ Печи в Косове.

Точная дата основания первой церкви на месте Печской Патриархии не установлена...

Печская Патриархия, ставропогиальный женский монастырь, храмовый комплекс и исторический центр Сербской Православной Церкви. Находится при входе в Руговскую долину близ Печи в Косове.

Точная дата основания первой церкви на месте Печской Патриархии не установлена. Предположительно, уже во времена святителя Сербского Саввы I эта земля сделалась собственностью Жичского монастыря, который являлся в то время резиденцией предстоятеля. Наследник святого Саввы, святитель Арсений Сремец, решил перенести церковный центр Сербии в более защищенное место, поближе к центру государства, и его выбор пал на Печ. В 1230-х годах он воздвиг здесь соборный храм во имя Святых апостолов, который был расписан фресками в 1250 году .

Между 1321 и 1324 годом архиепископ Никодим воздвиг храм во имя святого Димитрия на севере от главного собора. Спустя десятилетие архиепископ Даниил II  построил храм Богородицы-Одигитрии на юге от Апостольского собора, а ещё южнее – небольшую церковь во имя святителя Николая. Таким образом составился храмовый комплекс для которого архиепископ Даниил возвёл обширный притвор соединивший три главных церкви, а перед притвором построил башню.

В XIV веке  проводились незначительные реставрационные работы в соборном храме Святых апостолов, в 1350 и 1375 годах добавляются росписи. В XIV веке также расписывается притвор.

В XV веке Сербская держава распалась, земли завоевали турки, упраздняется на время и автокефальная Сербская церковь.

Однако, в 1557 году Сербская Церковь была восстановлена со святителем Макарием во главе, и Печская Патриархия снова сделалась патриаршим двором. Данилов притвор был починен и по большей части расписан к 1565 году. В тот же период перестраиваются иконостасы Печских храмов и пополняются их сокровищницы, ранее открытые порталы притвора застраиваются стенами.

Следующий обширный ремонт проводится при патриархе Паисие – храмы были покрыты свинцом, Димитриевская церковь перестроена и почти половина её фресок поновлена живописцем Георгием Митрофановичем в 1620-1621 году. В том же году он также расписал старую монашескую трапезную. Несколько позднее патриарх Паисий предпринял частичную перестройку Апостольского собора, в результате которой западная часть храма, где старые фрески были сильно повреждены, была украшена новой росписью в 1633-1634 году. Тогда же была устроена новая крыша в трапезной.

С середины XVII века посланники из Печской Патриархии всё чаще отправляются в Россию, откуда привозят щедрые дары – в первую очередь деньги, печатные книги и служебные сосуды.

Примечательные работы проводилсь в Патриархии при патриархах Максиме и Арсении III. В 1672-1683 годах монастырские постройки были ограждены, в 1673-1674 году Никольский храм был расписан иконописцем Радулом, а в 1677 году – снабжен новым иконостасом.

В XVII веке дважды расписывался и Апостольский храм.

Очередная война Австрийской и Османской империй в конце XVII века, сопровождавшаяся сербским восстанием против турок, привела к разорению Печской Патриархии. Сокровища Патриархии были скрыты в куполе Грачаницкого монастыря, но доносчик открыл тайник туркам и в 1688 году ценности были отняты. Чтобы увезти их понадобилось девять лошадей. Когда патриарх Арсений III бежал в 1689 году, паша Махмуд Бегович разграбил всё, что смог найти в Патриархии. Земли и заведения Патриархии были изъяты у Церкви и с тех пор в Печской Патриархии уже не погребали Сербских предстоятелей.

Однако, уже вскоре патриарх Моисей, с большим трудом сумел выкупить Патриархию и в 1720 году вновь огородил здесь монастырский комплекс. В 1722 году в Апостольском соборе был установлен новый иконостас.

 Австрийско-Турецкая война 1737-1739 года привела к еще одному исходу из Печской Патриархии – на этот раз, отбывая в Сремские Карловцы в 1739 году, патриарх Арсений IV увёз с собой все ценности.

Впоследствии Печская Патриархия продолжала действовать как монастырь. Хозяйственное положение обители было очень тяжким, но в XIX веке начинаются некоторые улучшения в её положении – так, в 1803 году священник Симеон Лазович написал новый иконостас для Димитриевской церкви, его сын Алексей тремя годами позже также написал несколько икон для Патриархии. В 1831 году Арслан-паша из Боснии снова ограбил Печскую Патриархию, но к середине века монастырь снова становится на ноги. В 1847 году в юго-восточной части двора был восстановлен колодец, рядом с которым построили дом для паломников в 1850  году. Около 1863 года резной «престол Богородицы» был создан для Богородицкой церкви, а в 1875 году ряд фресок, особенно в Апостольском соборе, были поновлены Авраамом, сыном Дико Зографского. Гильдии Печи, сообща с монастырём, возвели стену с восточной стороны обители. В 1895  году новый постоялый дом был сооружен в северо-западной части обители, а в 1912 году – построена стена с южной стороны.

Когда, по окончании Первой мировой войны, Сербская Православная Церковь вновь объединилась в единую Поместную Церковь и в ней было восстановлено патриаршество, её предстоятели также восприняли исторический титул архиепископов Печских. Хотя резиденция Сербских патриархов в Белграде, их настолование неизменно проводилось в Печской Патриархии, начиная с первого патриарха нового времени Димитрия. Обширные работы по сохранению памятников Печской Патриархии проводились под началом архитектора Георгия Босковича и частично восстановили древний облик комплекса.

Важные раскопки и консервационные работы проводились и после Второй мировой войны. В этот период обитель стала женским монастырем. Новый дом для паломников, западнее притвора, был построен в 1981 году, после того как в том году албанские эктремисты устроили в монастыре пожар. После войны 1998-1999 года монастырь оказался одним из горстки анклавов, где живут сербы, и важнейшим гуманитарным сербским центром во всей округе.

Церковь Святых Апостолов- первая церковь, построенная  в Печской Патриархии.  По некоторым сведениям она была воздвигнута на месте более раннего храма. Впоследствии  к  ней были пристроены другие церкви, так что первоначальный вид ее сильно изменился...

Церковь Святых Апостолов- первая церковь, построенная  в Печской Патриархии.  По некоторым сведениям она была воздвигнута на месте более раннего храма. Впоследствии  к  ней были пристроены другие церкви, так что первоначальный вид ее сильно изменился. Печская Патриархия на протяжении семи столетий достраивалась,  реконструировалась и новые поверхности также украшались фресками. Поэтому настенные росписи датируются разными периодами.

Алтарь и подкупольное пространство являются самыми ранними частями церкви Св. Апостолов. Алтарь  очень просторный: широкая полукруглая апсида расширена боковыми помещениями -жертвенником и диакоником, которые также имеют небольшие апсиды. Монументальный и сравнительно низкий купол над нефом поддерживается парусами. Они переносят вес купола на вертикальные стены.

Первоначальная форма западной части церкви не сохранилась. В какой-то момент (до конца XIII века) она была продлена . Сейчас западная  часть очень длинная, и  не пропорциональна подкупольному пространству с алтарем. Судя по отверстиям в стенах и соответствующим  сооружениям, можно заключить, что и раньше рядом с западной частью существовала небольшая постройка- церковь или часовня . Когда в XIV в. рядом с храмом Св.Апостолов были построены еще две церкви , часовня была снесена, и западная часть церкви Св.Апостолов  получила свой нынешний вид. Она представляет собой прямоугольную в плане площадь с цилиндрическим сводом и аркой посередине, которая поддерживается двумя колоннами, установленными одна напротив другой. Это укрепляющее сооружение было построено позже, в конце второй четверти XIV века. Оно разделяет западную часть церкви на два помещения.

Церковь Св. Апостолов построена  из камня, здание было сделано довольно небрежно, так как планировалось покрыть фасад штукатуркой. Первоначально наружные поверхности стен имели различную роспись. Здесь нет следов скульптурных орнаментов на  порталах и окнах, которые были распространены в сербских церквях XIII века, но, возможно, они существовали.

Большой и просто вырезанный каменный саркофаг, в котором первоначально находились останки основателя- архиепископа Арсения, стоит у Южной стены в центральной части храма. Другой саркофаг, почти без каких-либо украшений, находится в юго-западном углу церкви. В нем находятся останки Иоанникия II, первого патриарха Печской  Патриархии . Могила  архиепископа Саввы находится между этими двумя саркофагами, также у Южной стены. Надгробие  выполнено из красноватого мрамора в виде саркофага на невысоком основании, и покрыто резными крестами и цветочными узорами. Аккуратное расположение орнаментов и тонкое мастерство показывают, что это работа опытного резчика.

Самые ранние фрески написаны в середине XIII века и находятся в алтаре и подкупольном пространстве.  Деисус  в конхе апсиды, с тремя огромными фигурами в рост  символизировал мемориальное надгробное предназначение храма.

Монументальное "Вознесение" по образцу росписей  храма в Жиче, царьградских храмов Св. Апостолов и Св. Софии, а также храма Св. Софии в Салониках помещается в куполе. В самых верхних зонах подкупольного пространства на стенах представлены пять следующих сцен: "Воскрешение Лазаря" и "Уверение Фомы" - на южной стене, "Явление Христа апостолам по Воскресении" - на западной стене, "Тайная вечеря" и "Сошествие Св. Духа на апостолов" - на северной. Из пяти сцен земной жизни Христа, расположенных на стенах без соблюдения хронологического порядка, четыре совпадают по сюжетам с композициями в наосе храма в Жиче. Эти сцены прославляли память о событиях, произошедших в доме апостола Иакова в Иерусалиме на Сионе, где и возникла первая кафедральная церковь христианского мира - "матерь церквам".

"Матерь сербским церквам" - как некоторые сербские писатели называют Жичу - первая получила такую программу росписи, где подкупольное пространство было отведено под изображение сионских праздников. Безусловно роспись в Жиче оказала влияние и на церковь Св. Апостолов в Пече, которую после перемещения сюда архиепископии в конце XIII века также стали называть "матерью сербским церквам".

Остальная живопись храма в Пече расположена на своих традиционных местах или с незначительными отклонениями от них, появившимися как следствие строгого соблюдения единства в проведении главной идеи росписи. Евангелисты здесь помещены в парусах, "Поклонение жертве" - в алтаре, "Причащение апостолов", поскольку не могло быть целиком размещено в апсиде, разделено на две части и расположено на склонах алтарного свода. Редко встречающиеся ветхозаветные сюжеты - "Христос Ветхий Денми", "Видение пророком Даниилом Небесного Иерусалима", "Даниил во рву львином", "Явление ангела царю Давиду", "Покаяние Давида перед Нафаном", - и еще несколько хуже сохранившихся изображений такого рода помещены в жертвеннике. Они символизируют главным образом тематику евхаристической жертвы.

Особую роль архиепископ Арсений отвел изображениям, в которых он почтил память своего предшественника - Саввы. Впервые в сербском искусстве Савва представлен в числе святителей - замыкающим их вереницу в композиции "Поклонение жертве". Основой для этого могла послужить традиция, известная по ранним византийским памятникам - когда выдающиеся местные святители изображались по краям фриза с образами отцов церкви. Позднее этот обычай последовательно сохранялся во многих сербских храмах в средние века.

Второй раз по желанию архиепископа Арсения св. Савва изображен в апсиде жертвенника - в тот момент, когда он, Савва, вместе со своим преемником Арсением совершает Чин проскомидии на жертвенной трапезе. Это редкая и необычная композиция: в ней живший тогда архиерей Арсений представлен в сослужении со своим предшественником - архиепископом Саввой. Эта сцена вполне реалистична, так как все это когда-то происходило в действительности. Но она же и глубоко символична, ибо написана в жертвеннике, где совершается служба преуготовления евхаристических частиц.

В то же время она имеет и значение исторического источника, поскольку Арсений представлен в ней как старец преклонных лет. По этому портрету  архиепископа Арсения можно заключить, что фрески храма Св. Апостолов возникли примерно в 1260-е годы, ибо по старости и болезни Арсений в 1236 году оставил архиепископский престол сербских владык, а в 1266 году умер. Его тело было погребено в той церкви, об украшении которой он столько заботился. Этим и было положено начало обычаю погребать сербских владык в Пече, и замысел о предназначении храма Св. Апостолов как мавзолея-усыпальницы был  таким образом  осуществлен.

Имена мастеров, которых Арсений выбрал для работы в церкви Св. Апостолов нам неизвестны.  Они осуществили желание заказчика- развили стилистические принципы живописцев, работавших  для Св. Саввы в  церкви Богоматери в Студенице и в храме в Жиче.  Единственным драгоценным украшением здесь являются серебряные, а в древности, наверное, и позолоченные, нимбы отдельных святых и серебряные звезды на синем фоне неба в "Вознесении". Отчасти в этом приеме возобновляется один из принципов декорации росписи Богородичной церкви в Студенице и, может быть, храма в Жиче. Там на синих фонах мерцали золотые нимбы или, как в студеницком "Распятии", золотые звезды. Кроме этого, лишь Христос из композиции "Вознесение" в Пече представлен в одеяниях, украшенных золотым ассистом, подобно одеяниям некоторых святых в Студенице.

 По-иконописному тщательно и неторопливо, со сглаженной моделировкой пишет лики и фигуры святых главный мастер церкви Св. Апостолов в Пече, работавший в куполе и подкупольном пространстве. Он обладал подлинным талантом к монументальным формам и эпическому повествованию. Сознательно отказываясь  от светлого, радостного колорита , он делает акцент на тональных отношениях.  Спокойные сцены  наполнены внутренним драматизмом, который  достигается не только выразительными движениями персонажей, но и тональными  контрастами. Его живопись характеризуется густотой цветовых тонов, их сочностью в объемно решенных ликах святых, темно-красным рисунком, темно-зелеными тенями на одной стороне лика и светло-зелеными - на другой, охрой и румянами рядом с тщательно нанесенными белильными высветлениями в виде пятен и сливающихся друг с другом штрихов. Все это как будто указывает на руку мастера, который в тяжелые времена власти латинян в Византии был лишен значительных заказов на стенные росписи и привык работать только в иконописи.

Одновременно с этим художником в церкви Св. Апостолов работали и другие. Среди  них особенно выделяется мастер, изобразивший монументальный Деисус в алтаре. Он не подчеркивает объем фигур, так что его можно считать сравнительно консервативным художником своего времени. Тем не менее, изображенные фигуры  безмятежны и величественны. Они поражают не только своими размерами, но выразительностью. При этом стилистическое решение драпировок  на фигуре  Христа напоминает приемы наложения золотого ассиста на  иконах- одежды высветляются поверхностями белого цвета различных очертаний, от них отходят, веерообразно расширяясь, густо положенные линии, длинные и короткие.

В целом фрески середины ХІІI века в церкви Св. Апостолов могут считаться наиболее значительным достижением  сербской  живописи этого столетия. Монументальные, темные по колориту, хорошо нарисованные, эти настенные изображения свидетельствуют о высоком  художественном  уровне той  эпохи.

Примерно полтора века спустя в церковь Св. Апостолов  снова пришли художники, теперь, чтобы украсить западную  часть храма. Скорее всего  это было сделано по приказу короля Милутина.  Изображения  сохранились лишь частично. На западной стене две большие фрески-  Богородица и св. Николай, на южной стене- портреты   Cтефана  Первовенчанного  и короля Уроша I представленых как монахи, они замыкают ряд сербских правителей Династии Неманичи.  На своде - несколько сцен из Страстного цикла: “Омовение ног”,  “Предательство Иуды”,  “Христос перед Анной” (частично),  “Христос перед Каиафом”, “Отречение Петра” и “Христос перед Пилатом”. На западной стене части сцены “Путь на Голгофу” и “Христос перед Анной” (частично).

В то время как фрески подкупольного пространства и  алтаря это зрелые достижения живописи XIII века , настенные росписи датируемые около 1300г.  это начало нового стиля, который  станет доминирующим в Сербии в первые десятилетия XIV века. Его черты особенно ярко проявляются в композициях Страстного цикла, где изображено  много небольших фигур , оживленно  участвующих  в событиях . Архитектура  и внутренние пространства  на фоне подробно прорисованы. Так, в сцене “Христос перед Анной” на западной стене изображена группа писцов, сидящих за столом, на котором материалы для письма представлены в полном объеме. Повествование ведется свободно, одна сцена сливается с другой.  Как правило, эти росписи  посредственного качества. В них демонстрируется  полное господство содержания над формой.

Две колонны и арка, соединяющая западную и центральную части храма были, вероятно, расписаны между 1350 и 1354. Предположение о том, что Патриарх Иоанникий заказал эти росписи,  подтверждается тем, что фигура сятого  отшельника  Иоанникия, его тезки, написана на видном месте на южной колонне. Стилистические особенности фигуры Христа на передней части южной колонны, которая  очень хорошо сохранилась, пророков на нижней части арки, и медальонов на боковых сторонах арки, показывают, что их автор принадлежал к группе художников, работавших в притворе монастыря Дечаны. Это заметно по его склонности к тональной живописи и экспрессивным жестам фигур.

Еще одна реставрация настенной живописи в церкви Св. Апостолов была проведена спустя некоторое время. Фрески в северной и южной части подкупольного креста, вероятно, сгнили, так что художники заново расписали эту часть церкви. Девять святых воинов и Святой Савва Сербский, который представлен  как  основатель этого святого места, были изображены в южной части подкупольного креста. Святые воины изображены в красочных одеяниях и полностью  вооруженными. Эти вытянутые фигуры и их гармоничные движения разительно отличаются от фресок XIII века, ориентированных на монашеские идеалы красоты. Три композиции– «Рождество Христово», «Сретение» и «Крещение» , были представлены выше. В северной части подкупольного креста  изображен  Симеон  Неманя (также отмечен как основатель), Стефан первомученик и три затворника. Выше этих фигур изображены композиции «Преображение» и «Сошествие во ад». В  изображениях  видна хорошая  моделировка  полная деталей, и тщательность исполнения.

Эти фрески точно датированы не были. Тот факт, что Св. Савва Сербский и его отец изображены на видном месте, возможно  показывает, что эти росписи были заказаны Патриархом Саввой IV (1354-1375). В любом случае, эти фрески могут быть датированы  третьей четвертью XIV века.

Изображение успения Патриарха Иоанникия , написанное  над его саркофагом на южной стене датируется тем же временем (вскоре после 1354). На фреске изображены похороны- духовенство и миряне, собравшиеся вокруг  усопшего  во время погребальной службы. Есть несколько причин, чтобы рассматривать эту фреску  как групповой портрет. На заднем плане изображена архитектура Печской Патриархии, из этого становится понятно, что художником был применен более реалистичный подход к старой иконографической схеме. Анонимный автор этой сцены был искусен в моделировании и обладал особо тонким чувством цвета.

Во время реставрации фресок в церкви Св. Димитрия (1620/21) Патриарх Пайсий дал поручение художнику Георгию Митрофановичу  нарисовать посмертный портрет его предшественника Иоанна. Он был изображен в неглубокой нише  северной стены церкви Св. Апостолов. Этот патриарх был похоронен в Константинополе, но его портрет все-таки был изображен в Печской Патриархии, где были погребены представители  сербской церкви. На фреске изображен Патриарх Иоанн обращенный с молитвой, написанной на длинном свитке, к Богородице, которая изображена с маленьким Христом рядом на колонне.

Настенные росписи церкви Св. Апостолов вновь реставрировались при Патриархе Паисии. Художники восстанавливали поврежденные или уничтоженные фрески. Подробная надпись на западной стене дает отчет о восстановлении церкви. Из надписи следует, что вся реставрация  была профинансирована Патриархом Паисием. Она была проведена в срок с 1-го сентября 1633 по 31 августа 1634. Однако, не все старые росписи были  сохранены полностью. Видно, тем не менее, что Патриарх Паисий стремился восстановить старые фрески там, где была достаточная сохранность. Таким образом, две композиции из страстного цикла- «осмеяние Христа» и (частично) «Христос, несущий свой крест» - были восстановлены на южном своде трапезной части храма. Особенно интересно  шествие сербских правителей , изображенное ниже этих сцен. Начиная с западной стены - Урош I, Стефан Первовенчанный, представлены как монахи (оба написаны ок. 1300); за ними следуют фигуры, выполненные в 1633/34: Стефан Неманя, изображенный также как монах, князь Лазарь, в царственных одеждах, Стефан Первовенчанный,  Король Милютин (Урош II), Стефан Дечанский и Душан.

В притворе росписи  этого времени сохранились лишь частично-  Христос, Великого Совета Ангел, Спас Пантократор и Христос Ветхий Денми; ниже - поясные изображения девяти пророков, под ними- частично сохранившиеся фрески, иллюстрирующие акафист Пресвятой Богородице. В нише на южной стене представлено успение  св.Саввы II Архиепископа.

Почти столетие спустя, в 1622 году, для Церкви Св.Апостолов был изготовлен новый иконостас- две основные иконы и праздничный ряд работы греческого художника  из Салоник, которые  показывают, что даже в этот поздний период сохранился относительно высокий уровень мастерства.

В 1875г.  было написано много фресок  художником  из села Тресонче , сыном Дичо Зографа- Аврамом Дичовым . Его росписи покрывали более ранние фрески. Поскольку художественное качество новых росписей  было незначительным,  они были сняты во время реставрационных работ, проводимых в 1931 и 1932 гг. Остатки этих росписей можно  увидеть в алтаре -«Гостеприимство Авраама»,  и на колонне в подкупольном пространстве «Христос  добрый  пастырь». Над последней композицией -  длинная надпись о проведенных работах в 1875 году.

Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Южный фасад
Южный фасад
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Восточный фасад
Восточный фасад
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Юго-восточная сторона
Юго-восточная сторона
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Северо-восточная сторона
Северо-восточная сторона
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Северный фасад
Северный фасад

Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - План
План
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Пророки
Век: 14
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Мученики
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 17
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 17
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Пророки
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Пророки
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 17
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 17
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 17
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Деисус
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Ангел
Век: 13
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Архангел
Век: 19
Церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии - Орнамент
Век: 13