Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Архиепископская капелла

Тип: Церковь

Страна: Италия

Место нахождения: Равенна

Век: 5

Уточняющая датировка: 494-520 гг.

Архиепископская капелла ( капелла св. апостола Андрея Первозванного) расположена на первом этаже епископского дворца. Служила домовой церковью равенских епископов...

Архиепископская капелла ( капелла св. апостола Андрея Первозванного) расположена на первом этаже епископского дворца. Служила домовой церковью равенских епископов. Была построена и украшена мозаиками  в 494-520 гг. в период правления Теодориха при епископе Петре II.

Капелла построена в форме греческого креста, восточный рукав которого завершается апсидой. Вход в капеллу предваряет небольшой прямоугольный  вестибюль. Свод его украшен мозаичными белыми лилиями, розами и разноцветными птицами...

Капелла построена в форме греческого креста, восточный рукав которого завершается апсидой. Вход в капеллу предваряет небольшой прямоугольный  вестибюль. Свод его украшен мозаичными белыми лилиями, розами и разноцветными птицами. На стенах помещены двадцать гекзаметров на латыни (первый, "царствуй свободно, о Свете, рождённый тут или тут заточённый"). Мозаики частично утрачены и воспроизведены во фресковой росписи.
Люнет над входом в основное пространство капеллы украшен мозаикой, изображающей молодого безбородого Христа в облике воина (Христос-милитарис). Он одет в римские доспехи, с наброшенным поверх них голубым плащом. В правой руке помещён крест, в левой Он держит книгу с латинской надписью "Ego sum via, veritaset, vita" ("Я есмь путь и истина и жизнь"  (Ин.14:6)).  Лик Христа обрамлён кресчатым нимбом, а ноги попирают льва и аспида. Этот образ иллюстрирует текст 90-го псалма.
Конха апсиды капеллы расписана темперной краской, главным изображением является крест на фоне звёздного неба.  В центре крестового свода диск с крестообразной монограммой  Христа, поддерживаемый четырьмя ангелами, между которыми размещены символы евангелистов. На подпружных арках свода помещены медальоны с несколькими мозаичными изображениями Христа и ряда святых: ( напримет на восточной арке, перед апсидой, размещены полуфигуры апостолов, фланкирующие центральный медальон с образом Спаса Эмануила). Орнамент становится более строгим и функционально продуманным по сравнению с прежними эпохами. В мотивах преобладает райская тематика с плодовыми деревьями т птицами в ветвях. Фоны - золотые.