Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь с Младенцем

Реставрация: Реставрирована в 1978-1983 годах в Московской специальной научно-реставрационной производственной мастерской С.Н. Ратниковым. На плечах Богоматери, нижней половине Ее фигуры, поземе, подножии, частично - на ножках и подушках престола при реставрации оставлен поновительский левкас XVIII века с живописью того же времени, повторяющей древнюю иконографию. На полях и фоне уцелели большие участки позднего левкаса без живописи. К слою записи XVIII века относится медальон с надписью в правом верхнем углу. Крупные участки первоначальной живописи с мелкими вставками сохранились в верхней части иконы (вся фигура Младенца, руки и лик Богоматери, мафорий, чепец и хитон на Ее голове и груди, со звездой на левом от зрителя плече и фрагментами красной подкладки и бахромы - на правом, крупная складка мафория под фигурой Христа и продолжающий ее участок под левой рукой Богоматери, желтые нимбы с красной каймой) и на изображении престола (орнаментированные столбики, белый плат с орнаментом слева от Богоматери, концы двух подушек справа и слева от ее фигуры). Кроме того, к живописи XIV века принадлежат белый фон и примыкающие к нему отрезки верхнего и левого полей в левом верхнем углу, коричневатая опушь по лузге, медальон с надписью "МНР", фрагмент медальона, где первоначально размещалась надпись "IС", а также небольшой фрагмент фона справа с остатками медальона и надписи "ХС".

Размер: 147,5 х 95,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Младенец-Христос, Богородица

Уточняющая датировка: 14 в. 1340-1350-е гг.

Век: 14

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Богоматерь представлена в рост, в повороте влево, стоящей на овальном подножии перед престолом без спинки. Обеими руками Она держит Младенца Христа, Который сидит, откинувшись назад и вытянув вперед ноги (правая нога закрыта складкой гиматия). Первоначальная живопись сохранилась не на всей поверхности иконы. Судя по размерам и иконографии, данный памятник был местным (возможно, настолпным) образом, входившим в состав алтарной преграды одной из новгородских церквей - каменной или деревянной. Изображения стоящей Богоматери с Младенцем в разных иконографических вариантах, предназначавшиеся для алтарных преград, широко известны в византийском искусстве.

Происхождение

Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде

Фрагменты

Библиография