Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос, с хождением Иоанна Богослова

Реставрация: Раскрыта в 1960—1962 годах в мастерской музея В.Е. Брягиным. Вставки грунта на полях, по стыку досок и в нижней части иконы (в клеймах 31—32 и 38—39), где по вставкам оставлена поздняя живопись. Авторская живопись на остальной поверхности иконы пострадала в процессе поновления в XVIII—XIX веках. Наиболее серьезно разрушен красочный слой на полях, по стыку досок (на всю высоту), в верхнем ряду клейм и в верхней части сцен второго ряда, в левом ряду клейм и сценах двух нижних регистров (исключение составляют клейма 35—37, особенно хорошо сохранилось клеймо 37). В среднике первоначальная живопись голов утрачена. Надписи не сохранились. Восполнение утрат (реконструкция) в разрушенных клеймах было произведено на основе миниатюр сборника, включающего «Хождение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова» конца XV — начала XVI века.

Размер: 155 х 122 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Апостол Иоанн Богослов, апостол Прохор

Уточняющая датировка: 15 в., около 1492 г.(?)

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иконографическая справка

Состав клейм: 1. Трапеза святых апостолов в Гефсимании, Иоанн Богослов вынимает жребий асийский. 2. Прощание Иоанна с апостолами. 3. Кораблекрушение и спасение на водах Иоанна и Прохора. 4. Приведение Прохора к старейшинам града Селевкии. 5. Иоанн достигает берега близ Эфеса и встречается с Прохором. 6. Иоанн и Прохор нанимаются в Эфесе служить в банях. 7. Владелица бань Романа наказывает Иоанна за «нерадивость». 8. Романа объявляет Иоанна и Прохора своими рабами. 9. Бес умерщвляет в банях юношу, сына правителя Эфеса. 10. Романа оплакивает юношу. 11. Романа требует от Иоанна воскрешения юноши. 12. Воскрешение юноши Иоанном. 13. Иоанн исцеляет упавшую без чувств Роману. 14. Правитель Диоскорид падает замертво, услышав о смерти сына. 15. Воскрешение Иоанном Диоскорида. 16. Крещение Иоанном воскрешенного юноши, его отца и Романы. 17. В темнице на острове Патмос Иоанн пишет письмо юноше Аполо-ниду, одержимому злым духом. Прохор передает письмо Аполониду и нечистый дух отлетает от последнего. 18. Иоанн благословляет Аполонида; Мирон и его жена, родители Аполонида, скорбят о пропавшем сыне. 19. Крещение Иоанном Мирона и членов его семьи. 20. Дочь Мирона совещается со своим мужем, игемоном и просит Иоанна о крещении. 21. Мирон передает Иоанну «имения многа» для раздачи его нищим. 22. Крещение Иоанном игемона и его жены. 23. Исцеление человека «огнем жгомого». 24. Исцеление прокаженной жены жидовина Филона. 25. Крещение Филона и его жены. 26. Изгнание из озера беса в виде волка. 27. Трапеза в доме Сосипатра. 28. Иоанн уводит Сосипатра от его матери Проклиании. 29. Проклиания жалуется на сына Антипату. 30. Проклиания молит Иоанна о прощении. 31. Чтение Прохором Евангелия жителям Патмоса. 32. Исцеление Иоанном слепого сына жреца Авхариса. 33. Авхарис просит Иоанна о крещении. 34. Крещение Авхариса и его сына. 35. Иоанн молится в пещере. 36. Видение Иоанну «сил великих». 37. Прохор читает Апокалипсис жителям Патмоса. 38. Иоанн прощается с жителями Патмоса. 39. Сюжет неидентифицирован. 40. Явление огненной колесницы, окруженной серафимами, при вхождении Иоанна и Прохора в Эфес. 41. Иоанн молится в пустыне перед смертью. 42. Оплакивание Иоанна. 43. Погребение Иоанна, 44. Сюжет не идентифицирован. В среднике иконы изображен апостол Иоанн, диктующий Евангелие своему ученику. Наиболее близка этой сцене по иконографии соответствующая миниатюра раннего XV века в Евангелии Хитрово. По составу и композиции клейм рассматриваемый памятник близок к иллюстрациям Хождения Иоанна Богослова (сто три миниатюры), входящим в состав Сборника конца XV— начала XVI века из бывшего собрания Н.П. Лихачева (Лихачев, 1907; Лихачев, 1911). Этот цикл являлся, судя по некоторым признакам, копией более древнего московского цикла миниатюр на тему Хождения . Подбор клейм следует определенной программе и включает в себя чудеса из жизни Иоанна, касающиеся, в основном, судеб отдельных людей. Лишь в двух последних рядах клейм изображены мистические видения, связанные с написанием Апокалипсиса и смертью апостола. В целом клейма иконы соответствуют основным сюжетным линиям Хождения, передавая в отобранных сюжетах торжество христианства как основную тему повести. Икона уникальна по количеству клейм. Другие известные памятники иконописи, изображающие Иоанна Богослова с циклом Хождения, близкие по времени исполнения, имеют не более шестнадца-ти-семнадцати клейм.

Стилистическая справка

Икона из Дмитрова несет в себе черты московской живописи последней четверти XV века. Клейма четко разграничены и представляют законченные композиции, тонко организованы ритмически и живописно. Конструктивные по форме здания многообразны и являются упрощенной переработкой традиционных форм византийских кулис. Характерна для этого времени также стройность фигур персонажей, плавность их движения, соразмерность фигур и зданий (Попов, 1975). Редкий иконографический извод иконы и высокое мастерство письма свидетельствуют о том, что ее заказчик принадлежал к великокняжескому окружению. Им мог быть Иван Владимирович Голова (Ховрин), казначей великого князя, один из вкладчиков Борисоглебского монастыря. В конце жизни он принял монашеский постриг в московском Симоновом монастыре под именем Иосифа (возможно, около 1491 года, когда на должности казначея уже находился его брат). Вполне вероятно, что икона была заказана Иваном Владимировичем Ховриным в иконописной мастерской Симонова монастыря.

Происхождение

Церковь Иоанна Богослова Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Фрагменты

Библиография