Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Иоанн Предтеча

Реставрация: Нет данных

Размер: 165,5 х 98 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Пророк Иоанн Предтеча

Уточняющая датировка: 16 в. 1560-е гг.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии (Мф III, 1-12; Мк I, 1-8; Лк III, 2-18). Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества: "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,прямыми сделайте пути Ему" (Ис XI, 3) и "вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" (Малах III, 1; Мф XI, 10; Мк I, 2; Лк VII, 27). Последнее пророчество, по-видимому, послужило основой для иконографического типа "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", известного в византийском искусстве с конца XIII - первой половины XIV веков. В русском искусстве подобные изображения встречаются с XIV века (икона "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" конца XIV века из Коломны, ГГГ) и получают широкое распространение в ХУ1-ХУП веках. На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной головой. Усеченная голова пророка указывала на его мученическую смерть, которая воспринималась как прообраз искупительной жертвы Христа. Аналогичное значение имел ипосох с крестом в руках Предтечи. На свитке Иоанна Крестителя оставлена поздняя надпись XVIII века, составленная из фрагментов его евангельской проповеди: "Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается" Ин I, 29; Мф III, 2, 10). Иллюстрацией последних слов служит дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа.

Происхождение

Александров. Махрищский монастырь. Троицкий собор

Фрагменты

Библиография