Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Исаия пророк (из пророческого чина)

Реставрация: Нет данных

Размер: 77 x 52,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера, басма

Персоналии: Пророк Исаия

Уточняющая датировка: 16 в. Около 1560 г.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона пророка Исайи входила в состав пророческого ряда храмового иконостаса. В символической структуре высокого иконостаса пророческий чин изображал ветхозаветную церковь - от Моисея до Христа. Образы пророков, получивших откровение о грядущем Воплощении и спасительном служении Христа, соединялись здесь, как правило, с иконой Богоматери с младенцем, напоминавшей об исполнении пророчеств и свершении божественного обетования (центральной иконой пророческого чина мог также быть образ царя и пророка Давида, из рода которого должен был произойти Спаситель). В соответствии с иконографической традицией, в руках у Исайи представлен развернутый свиток с текстом пророчества (надпись на свитке: "АЗЪ ПРО ТЯ МНИХ РЕКОХ ЯКО ОТ ДЕВЫ РОДИ..."). При этом правой рукой он указывает на текст, а в левой держит клещи -символический атрибут, напоминающий о видении, с которого началось его пророческое служение. Этими клещами серафим вложил в уста Исайе горящий уголь с жертвенника Божия (Ис VI, 1-7). Видение Исайи воспринималось также как прообраз Боговоплощения, причем уголь был символом Христа, а клещи - Богоматери, через посредство которой Христос явился в мир.

Стилистическая справка

Изображения пророков с символическими атрибутами их пророчеств известны в византийском искусстве с достаточно раннего времени. Один из наиболее древних примеров такого рода - икона конца XI века из монастыря св. Екатерины на Синае, изображающая Богоматерь на троне с пророками на полях. Подобные изображения были также распространены в византийской и древнерусской монументальной живописи ХП-Х1У веков. Вместе с тем, в дошедших до нас пророческих чинах XV века (начиная с древнейшего, входившего в состав иконостаса Успенского собора во Владимире 1408 года) символические атрибуты отсутствуют. Одним из источников для нового, более сложного иконографического решения пророческого чина могла послужить иконография "Похвалы Богоматери", получившая широкое распространение в русском искусстве XVI века.

Происхождение

Новгород. Антониев монастырь. Собор Рождества Богородицы

Библиография