Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Нет данных
Размер: 31,4 х 26,6 см
Автор: Нет данных
Материал: Дерево, темпера
Персоналии: Преподобный Макарий Желтоводский
Уточняющая датировка: 17 в. 1694 г.
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (1349 —1446/1447 г.)1 родился в Нижнем Новгороде. В отроческом возрасте он ушел из дома и принял постриг в нижегородском Печерском Вознесенском монастыре. Руководство его монашескими трудами осуществлял один из авторитетнейших духовных деятелей своего времени — игумен монастыря Дионисий Суздальский (ум. 1385). Через своего наставника Макарий должен был хорошо знать духовные заветы преподобного Сергия Радонежского. Это найдет подтверждение в посвящении двух из трех основанных им обителей Пресвятой Троице. Это Желтоводский монастырь (около 1434 г.) на берегу Желтого озера2, недалеко от Нижнего Новгорода, и Унженский (1439) — на реке Унже в Костромских пределах. Эти две обители стали важными духовными центрами Руси в XVII—XIX вв. Местное почитание преподобного Макария в Нижнем Новгороде и в костромских землях началось не позднее XVI в., значительно опередив официальное прославление, состоявшееся в 1619 г.
На иконе преподобный представлен в молении Пресвятой Троице. У его ног изображен Желтоводский монастырь. Эта волжская обитель в 1439 г. была разорена ордынцами, а в начале царствования Михаила Феодоровича возобновлена иноком Авраамием из Мурома. К середине XVII в. Желтоводский монастырь вошел в число наиболее крупных в России. Расцвету монастыря и распространению почитания преподобного Макария способствовала Макарьевская ярмарка, действовавшая с 1641 г. и приуроченная ко дню памяти святого, который со временем стал считаться покровителем торговых людей3.
На иконе Желтоводский монастырь показан с высоты птичьего полета и в том виде, какой он приобрел в самом конце XVII — начале XVIII в., когда превратился в мощное фортификационное сооружение. Иконописец с редким для своего времени мастерством передал обширный архитектурный комплекс, отличавшийся исключительной композиционной сложностью.
В 1662—1667 гг. монастырь обнесли каменными стенами с многочисленными башнями (позднее конфигурация стен изменилась: появились дополнительные ограждения для хозяйственных нужд). Эти стены с несколькими рядами отверстий свидетельствуют об оснащении стен амбразурами нижнего боя, машикулями и бойницами для стрельбы с боевого хода. Каждая башня монастыря представляла собой мощное многоярусное сооружение, увенчанное флюгером. По правилам фортификации угловые башни монастыря были круглыми, а в прясла стен встраивались
прямоугольные. С юга оборона монастыря была усилена дополнительной более низкой стеной, преодолев которую враг оказывался в западне. Эти важные особенности крепости скрупулезно воспроизведены иконописцем. Тщательно переданы и формы Святых ворот с надвратной церковью Михаила Архангела (1673). Врата образуют укрепленный въезд, напоминающий барбакан западноевропейских крепостей. К западу от монастыря — огороженный стеной хозяйственный двор с постройками.
В центре монастыря изображен пятиглавый трехапсидный Троицкий собор (1658), предположительно, построенный московским мастером каменных дел Максимом Апсиным и напоминающий своими формами Успенский собор Московского Кремля. За собором видна главка Ма-карьевской церкви (1652); около нее — крест и колодезный журавль. Справа — угловое здание келий. Успенская церковь с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней (1654) показана без закомар (т.е., после проведенного в начале XVIII в. ремонта кровли). Успенская церковь с колокольней и трапезной являет собой единый комплекс, к которому подведено крытое деревянное крыльцо. В глубине слева — больничная церковь конеца XVII в. Иконописец изобразил не только сами строения, но и архитектурные членения каменных зданий, бревна деревянных построек, кресты на главках, флюгеры на башнях, печные трубы и т.д. Этот редкий по красоте архитектурный ансамбль, который патриарх Антиохийский Макарий, посетивший монастырь в 1666 г., назвал «Новым Иерусалимом», представлен на фоне идиллического пейзажа с пологими, мягких очертаний холмами, тонкими деревцами, узкой речушкой, через которую перекинут мостик.
Преподобый Макарий, возвышаясь над Желтоводским монастырем, держит в руках свиток с обращением к братии, в котором звучит призыв не скорбеть, а надеяться, что и после смерти он сможет предстательствовать за иноков перед Богом. Светлый колорит, в котором преобладают охры, зеленый и белый цвета, создает впечатление особой просветленности и преображенности иноческого бытия под защитой основателя обители.
Уже на древнейших сохранившихся иконах образ Макария узнаваем, главным образом благодаря бороде, которая чуть более широка, чем у преподобного Сергия Радонежского. Одежды преподобного, как правило, повторяют цвета облачения Сергия Радонежского: коричнево-вишневая мантия и охристый подризник. Аналав и схима — синие или сине-зеленые, с красными крестами.
Икона из собрания Исторического музея написана талантливым художником, блистательно владевшим «ланчафтным» (ладшафтным, или пейзажным) письмом, которое вошло в арсенал мастеров Оружейной палаты и их последователей во второй половине XVII в.
NULL
Из вещей, сданных на хранение в музей и не востребованных владельцами.