Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Моисей, получающий скрижали

Реставрация: Нет данных

Размер: 88 х 65 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Прор.Моисей

Уточняющая датировка: 13 в. Начало

Век: 13

Страна: Египет

Место хранения: Монастырь святой Екатерины на Синае

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Композиция представляет откровение Моисею, когда на вершине Синая Господь, явившийся в виде облака, дал своему пророку "две скрижали откровения, скрижали каленные, на которых было написано перстом Божиим" (Исх. XXIV, 12-18; XXXI, 18). В верхнем левом углу иконы изображен край облака и большая кисть руки, протягивающая Моисею скрижали. Мотив "Десницы Божией", как символический образ неизобразимой Святой Троицы, известен с раннехристианского времени. Особенностью синайской иконы являются золотые поручи, сдержанно указывающие на священство. В связи с этим примечательно, что скрижали изображены в виде диптиха, форма которого ассоциировалась с литургическими поминальными диптихами. Можно также вспомнить, что в византийском богословии скрижали сопоставлялись со Святыми дарами. На иконе Моисей принимает их в покровенные руки, подобно тому, как в древней Церкви священнослужитель принимал евхаристический хлеб. Эта иконографическая деталь известна по древнейшим изображениям "Моисея, получающего скрижали". Она восходит к позднеримскому императорскому ритуалу, о котором сообщает, в частности, историк IV века Аммиан Марцеллин. Вручающие или принимающие дары от императора должны были покрывать руки краем плаща в знак почитания и покорности перед владыкой. Данная особенность не сохраняется в более поздних вариантах данного иконографического типа. Меняется и характер жеста: Моисей уже не принимает скрижали непосредственно в руки. Видимо, конкретная энергия жеста казалась слишком рискованной, нарушающей благопристойную торжественность сцены. Икона написана как парная к "Моисея у Неопалимой купины". Сейчас иконы располагаются над южным и северным входами в капеллу Неопалимой купины, примыкающей с востока к алтарной апсиде базилики и воздвигнутой на легендарном месте богоявления Моисею в горящем, но несгорающем кусте (Исх. III, 1-5). Возможно, иконы изначально создавались как надвратные образы капеллы, прославляя синайские откровения Моисею и главную святыню монастыря. Икону отличает ряд особенностей, например жест Моисеея, принимающего скрижали покровенными руками, что характерно для ранней иконографии. Рядом с обнаженными ногами Моисея показаны черные сандалии, о которых ничего не говорится в библейском тексте. Иконописец напоминает, что изображенное действо происходит в сакральном пространстве Святой земли, вручение скрижалей есть некое священнодейство . Это особое богослужение свершается древним первосвященником, который непосредственно перед восхождением на Синай принес жертву Богу, поставив под горою жертвенник (Исх. XXIV, 4-8). Не прибегая к внешним эффектам, иконописец осуществляет литургизацию образа, акцентируя его вневременной смысл и глубокую связь со всей системой иконного убранства храма.

Стилистическая справка

Композиционно иконы "Моисей у Неопалимой Купины" и "Моисей, получающий скрижали" очень похожи. Повторяется движение, по смыслу коленопреклонение с выдвинутой левой ногой и резко отставленной правой. Огромную роль играют одежды, традиционных для Моисея цветов - голубой хитон и розовый гиматий. Розовый, как и в парной иконе, показан в три тона, что позволяет передать световые рефлексы, чрезвычайно важные для синайского иконописца. Он пытается создать образ пространства откровения, в зримой иконе представить то, что не видел народ Моисея, лицезревший лишь огненное облако на вершине Синая. Синайский мастер именно на сочетании пластической активности фигуры, ирреального света и обобщенной формы строит главный художественный эффект. Это не только достижение его несомненно выдающегося таланта, но и важнейший рузультат художественных поисков всего византийского искусства начала XIII века, отвергнувшего прихотливую игру форм и другие временные ценности позднекомниновского маньеризма.

Происхождение

Синай. Монастырь Св.Екатерины

Фрагменты

Библиография