Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Никола Великорецкий

Реставрация: Реставрирована К.Р.Шейнкманом в Центральных государственных реставрационных мастерских в 1965-1967 годах. При реставрации венцы были демонтированы.

Размер: 56,6 х 46,6 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Святитель Николай Мирликийский

Уточняющая датировка: 16 в., середина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное с клеймами

Иконографическая справка

Икона имеет современный ей серебряный золоченый басменный оклад по полям. Состав и композиция клейм традиционны. Интересная деталь - отсутствие царского венца на голове царя Константина во втором клейме. Клейма: 1.Приведение во учение 2.Явление свт. Николы царю Константину во сне 3.Спасение Димитрия 4.Свт- Никола служит литургию 5.Чудо о корабельниках 6.Избавление трех мужей от казни 7.Возвращение Агрикова сына 8.Преставление свт. Николы Вклад царя Ивана Грозного в Ипатьевский монастырь в 1561 году по сыну Ивану. В первом каменном Троицком соборе 1560 года икона находилась в местном ряду иконостаса третьей слева от Царских врат. В соборе 1652 года была поставлена в иконостасе придела апостола Филиппа и свт. Ипатия Гангрского в местном ряду справа от Царских врат. К визиту в Кострому Екатерины II в 1767 году в соборе было установлено Царское место, под шатром которого был помещен образ.

Стилистическая справка

Стилистически икона примыкает к группе памятников московской иконописи, выполненных последователями традиций Дионисия.

Происхождение

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме

Фрагменты

Библиография