Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Никола Чудотворец

Реставрация: В настоящее время икона находится в процессе реставрации. Расчищалась в 1970—1980-х годах в мастерской музея А.В. Кириковым. Имеются выпады грунта на полях, нимбе и в нижней части ковчега. Вставки грунта на изображении Спаса, на правом плече и левой руке Николы. Руки святого и нижний край фелони — под записью XIX пека. Поздние прописи на рукавах и на омофоре.

Размер: 66 х 45,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, святитель Николай Мирликийский

Уточняющая датировка: 15 в., конец

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Поясные изображение святителя Николая Мирликийского были широко распространены в древнерусском искусстве. Изображения Спаса и Богоматери на публикуемой иконе связаны с так называемым Никейским чудом: в доказательство правоты епископа Николая, обличившего ересь Ария на I Вселенском соборе в Никее и лишенного за это епископского сана, Христос и Богоматерь вернули ему Евангелие и омофор — знаки святительского сана. Пропорции полуфигуры святителя с небольшой головой и узкими плечами и ее общий конусообразный абрис характерны для новгородской иконописи первой половины XV века — см., например, иконы святителя Николая в Новгородском музее. С этими памятниками икону из ЦМиАР связывает также одинаковый по рисунку и типично новгородский орнамент нимба в виде крупных листьев-цветков на широких изгибающихся стеблях, однако, в новгородских произведениях рисунок прографлен по золоту, а не исполнен живописно, как на иконе из села Георгиевское. Вместе с тем тип лика Николая — высокий куполообразный лоб, крупные глаза с тяжелыми веками — характерен для тверских произведений XV века, таких, как «Николай Мирликийский» на выносной иконе из села Васильевского .

Стилистическая справка

Приемы построения объемов в публикуемой иконе последовательно сопоставимы с группой тверских произведений второй половины XV века, связанной с посадским искусством, к которой принадлежит «Иоанн Богослов»: полосы-тени открытого санкиря- в виде концентрических полукружий на лбу и по надбровным буграм создают конструкцию формы, а ее завершение дается в виде топких, вплавленных в живопись длинных пробелов. Общий колорит иконы, построенный на контрасте голубого и розового, также близок памятникам этой группы . Усложненная графика лика на иконе из Георгиевского свидетельствует о возможности ее исполнения в конце XV века. К архаическим особенностям в стиле иконы относятся: строгая фронтальность лика святого, плотность письма глаз, контраст сверкающих белил белка и темной радужной оболочки с расширенным зрачком. Источником этих приемов является провинциальное ростовское искусство, архаичное по стилю.

Происхождение

Церковь Смоленской иконы Богоматери в селе Георгиевское Бежецкого района Тверской области

Фрагменты

Библиография