Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Никола Чудотворец, в житии

Реставрация: Реставрирована в Москве в 2002-2003 годах.

Размер: 141,3 х 104,6 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, святитель Николай Мирликийский

Уточняющая датировка: 18 в., 1796 г.

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Частное собрание, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

В средник врезан фрагмент с ликом свт. Николая середины XVI века (29,8 х 17,2 см; Кострома ?). Икона, по-видимому, происходит из Никольской (Богоявленской) церкви в Нерехте, которая по документальным источникам известна с 1653 года. Каменный храм был выстроен 1710-1725 годах, Никольский придел освящен в 1717 году. Храм сильно пострадал в пожар 1785 года, полностью истребивший город. Остатки древней храмовой иконы были спасены из пожара, и уцелевший фрагмент вмонтирован в доску, на которой заново был написан образ и клейма жития святого. Тогда же были выполнены лепные детали - фрагменты облачения (панагия, крест, палица), Евангелие в руке святителя. На фрагменте XVI века видны следы гвоздей от крепления басменного оклада с венцом и цатой, что свидетельствует о почитании древнего образа. Остатки живописи показывают, что фон иконы был охристо-оливковым. Общая тональность живописи, построенная на сочетании теплых монохромных тонов, сближает икону с ростовской художественной традицией. Иконография средника относится к типу Николы Зарайского. При реконструкции конца XVIII века мастер следовал древнему изводу. Круглящийся позем - единственная деталь, в которой допущено отступление от старой традиции. Клейма: 1.Рождество свт. Николая 2.Крещение свт. Николая 3.Исцеление сухорукой жены 4.Приведение свт. Николая в учение 5.Поставление в диаконы 6.Поставление в иереи 7. Поставление в архиереи 8-9. Чудо о трех девицах 10.Явление свт. Николая во сне царю Константину и епарху Евлавию 11.Явление свт. Николая трем воеводам в темнице 12-13. Избавление от казни невинноосужденных 14.Избавление от казни попа Христофора 15.Изгнание беса из кладезя 16-17. Чудо о корабельниках 18.Чудо о трех иконах 19.Спасение патриарха Афанасия от потопления 20.Чудо о киевском младенце 21.Возвращение Агрикова сына Василия родителям 22.Спасение Димитрия от потопления 23.Преставление свт. Николая 24.Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град

Стилистическая справка

Клейма выполнены с передачей глубины пространства, при этом правильная линейная перспектива отсутствует. Формы архитектуры следуют западноевропейским гравюрам. В 20-м клейме, где действие происходит в Киеве, изображена русская архитектура - колокольня с шатровым верхом и башенные здания, напоминающие храмы восьмерикового типа. Имя мастера, возобновившего икону,читается плохо. Один из возможных вариантов его реконструкции - Иван Марков. Сведений о нерехтском иконописце конца XVIII века с таким именем не выявлено.

Происхождение

Нерехты

Библиография