Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Онуфрий Великий, в житии

Реставрация: Реставрирована во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря, реставратор М.М.Фролова (живопись) и Ф.И.Левин (деревянная основа).

Размер: 87 х 71,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Онуфрий Великий

Уточняющая датировка: 18 в., первая четверть

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское"

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

В среднике иконы представлен преподобный Онуфрий Великий. В четырнадцати клеймах иллюстрируются сцены жития святого. 1. Рождение преп. Онуфрия 2. Дьявол является царю Нарситу и искушает его 3. Царь Нарсит, наученный дьяволом, ввергает младенца Онуфрия в огонь 4. Царь Нарсит возвращается с неповрежденным младенцем 5. Явление царю Нарситу ангела, объявляющего волю Господа 6. По повелению ангела царь Нарсит отправляется с младенцем Онуфрием в путь 7. Встреча царя Нарсита с монахами Эритского монастыря. Царь Нарсит оставляет младенца Онуфрия монахам 8 Монахи Эритского монастыря, взяв Онуфрия, провожают царя Нарсита 9. Чудо получения отроком Онуфрием хлеба от Младенца Христа, Изображенного на иконе 10. Уход отрока Онуфрия из монастыря в пустыню и явление ему ангела 1 I. Приход в пустыню святого Пафнутия и встреча его со святым Онуфрием 12. Преставление святого Онуфрия. Святой Пафнутий погребает его в каменном гробе 13. Ангел причащает Пафнутия вместе с юношами-пустынниками Иоанном, Андреем, Иракламваном и Феофилом 14. Юноши-пустынники провожают святого Пафнутия в Египетскую страну Литературной основой для создания иконы послужил рассказ об отрочестве преподобного Онуфрия, включенный в IV том Четий-Миней, составленный Дмитрием Ростовским. Неизвестный художник-иконописец представил архитектуру Эритского монастыря в Египте в виде знакомых ему построек Соловецкой обители. Исследователь иконы М.С.Трубачева полагает, что изображение в 6-м клейме пышной свиты царя Нарсита, который несет в монастырь сына, повторяет обстоятельства посещения Соловецкого монастыря Петром I в 1702 году вместе с юным царевичем Алексеем.

Происхождение

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Фрагменты

Библиография