Владимирская
Реставрация:
Нет данных
Размер:
102,2 х 69,5 см
Автор:
Андрей Рублев или мастер его круга
Материал:
Дерево, темпера
Персоналии:
Спаситель, Богоматерь
Уточняющая датировка:
14 - 15 вв. 1395 или 1408 гг.
Век:
14
Страна:
Россия
Место хранения:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория:
Богоматерь
Тип изображения:
Поясное
Иконографическая справка
Икона является древнейшим списком чудотворного образа Богоматери Владимирской, присланного на Русь из Византии в начале 12 века. Наклон головы Богоматери и изгиб шеи по сравнению с древним оригиналом значительно усилены. Цветовое решение иконы отличается сдержанностью, мягким, сгармонированным соотношением коричневого мафория Богоматери и охряного одеяния Младенца Христа с синим поясом-клавом, сплошь покрытого тонкими штрихами золотого асиста. Чепец Богоматери синий, с белильными высветлениями. Этот синий цвет не похож на тот небесный "голубец", который сияет в рублевских иконах "звенигородского чина" и в одеждах ангелов "Святой Троицы". Лики выполнены сплавленными мазками золотисто-красноватой охры с мягкими малоконтрастными оливковыми санкирными тенями. Вплавленная в охру киноварь окрашивает в нежный розовато-охристый цвет щеки Богоматери и Младенца, более интенсивно - плотно сомкнутые маленькие уста. Волосы на голове Младенца выполнены малоконтрастной (по отношению к цвету ликов) коричневой краской, без проработки завитков и прядей.
Стилистическая справка
Икона отличается от древнего оригинала в построении композиции: левая рука Богоматери низко опущена, благодаря чему обе Ее руки оказываются почти на одном уровне, увеличены размеров голов, а общему силуэту придана пирамидальность. Несоотвествие списка и оригинала большинство исследователей объяснили творческим решением автора. При сопоставлении чудотворного оригинала, владимирского списка, списка из Успенского собора Московского Кремля идругих ранних изображений Богоматери Владимирской обнаруживается следуещее: на всех иконах, за исключением иконы из Владимира, ступня правой ноги Младенца Христа изображена значительно ниже ступни его левой ноги. И только на списке из владимирского Успенского собора ступни ног Младенца расположены почти на одном уровне, благодаря чему создается впечатление небесной легкости его фигуры. Это уникальная особенность данной иконы усиливает художественное совершенство иконы. Присущие ей редкостная гармония и ритмическая согласованность композиции, созвучность главных круглящихся линий, выразительность ясных, чистых очертаний пирамидального силуэта встречаются лишь в произведениях Андрея Рублева. Однако, живописное исполнение иконы кажется сглаженым, малорельефным, без активных высветлений и претенений, что не соответствует живописной трактовке ликов и одежд в произведениях Рублева. Возможно, такое впечатление обусловлено потертостью верхних красочных слоев, особенно в описях глаз, их радужек и зрачков, а так же притенений. Впечатление "размытости" живописной поверхности усиливается густой сеткой жесткого крокелюра и потертостью контуров. Осторожное, почти робкое отношение к выразительным средствам, свойственное мастеру этой иконы, вероятно, обусловлено желанием повторить тот облик чудотворного образа, который он получил после реставрации в конце 14 - начале 15 века.
Происхождение
Успенский собор во Владимире
Фрагменты
Библиография