Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Петр и Павел апостолы

Размер: 59 х 53

Автор:

Материал: Дерево, темпера, басма

Персоналии: Апостол Петр, апостол Павел

Уточняющая датировка: 15 в. Первая четверть

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Икона апостолов Петра и Павла имеет особенно важное значение, посколь­ку, согласно надписи на ее окладе, она связана с именем деспота Андроника Палеолога, сына императора Мануила, который был градоправителем Салоник и сдал город венецианцам в 1423 году.

На иконе два первоверховных апостола изображены стоящими в трехчетвертном повороте друг к другу. Апостол Петр, представленный слева, держит в левой руке сверну­тый свиток и два ключа, а правую руку поднимает в жесте речи, обращенной к апостолу Павлу, который стоит справа, держа обеими руками перед грудью закрытое Евангелие. В верхней части иконы в сегменте неба является Христос Эммануил, благословляющий двумя распростертыми руками. На полях к окладу со всех четырех сторон прибиты гвоздями неболь­шие медальоны с изображением Деисуса (вверху) и шестерых святых, представленных по пояс или в рост, выполненные в плоскостном рельефе с частичным заполнением эмалью. На ниж­нем поле иконы на небольшом четырехугольнике, прикрепленном к окладу, читается следующая надпись: («Андроника благочестивого деспота Палеолога»).

Образ Христа Эммануила, символ Боговоплощения и Новой Церкви, имеет богословскую связь с изображением прямых, как столпы, фигур апостолов Петра и Павла, почитаемых как опора Церкви. Нередко именно поэтому они изображались на лицевых гранях столбов визан­тийских храмов, например, в парекклесионе монастыря Рабдуху (кон. XII — нач. XIII в.) в Карее на Афоне, в Протате (ок. 1290 г.), в монастыре Хора в Константинополе (1315—1318 гг.), в кладбищенской церкви монастыря Хиландар (1330-е гг.), в Старой Митрополии в Эдессе (кон. XIV в.) и др. Кроме того, совместное изображение первоверховных апостолов представ­ляет собой явный намек на вселенский мир и церковное единство.

Подобная иконография изображения двух первоверховных апостолов — повернутыми друг к другу, как на ватопедской иконе, — была известна уже в раннехристианское время. С небольшими вариациями она существовала и на протяжении всей дальнейшей истории византийского искусства. Среди наиболее близких к ватопедской иконе примеров XIV и XV веков можно назвать икону из монастыря Св. Екатерины на Синае (сер. XIV в.), икону из Успенского собора Московского Кремля (1-я четв. XV в.), створки Царских врат из собрания Д. Икономопулоса (1-я пол. XV в.) и из монастыря Аркадиу на Крите (кон. XV в.). В этих произведе­ниях, как и на иконе из монастыря Ватопед, позы и жесты апостолов восхо­дят к некому общему прототипу.

В вопросе о датировке ватопедской иконы надпись, упоминающая имя Андроника Палеолога, является опреде­ленным указанием на то, что икона была создана в 1-й четверти XV века, скорее всего, до 1421 года. С другой стороны, некоторые художественные особенности, такие как типы ликов апостолов, жесткий рисунок складок одежд с небольшими белильными пробелами, имеющими геометризованный характер, близки створкам врат из коллекции Д. Икономопулоса, относимым к 1 -й половине XV века.

Происхождение

Афон. Монастырь Ватопед

Фрагменты

Библиография