Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Петр и Павел, Петр Московский, Алексий Московский, Филипп Московский, Иона Московский

Реставрация: Реставрирована Е.В.Ильвесом в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1979 году.

Размер: 149,0 х 121,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангелы, пророк Иоанн Предтеча, апостол Петр, апостол Павел, святитель Петр Московский, святитель Алексий Московский, святитель Филипп Московский, святитель Иона Московский

Уточняющая датировка: 17 в., конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Храм Воскресения на Дебре в Костроме

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Икона всегда находилась на левом завороте иконостаса главного храма в местном ряду. По композиционному построению икона близка образу "Святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, с Леонтием Ростовским и Стефаном Сурожским в молении иконе Богоматери Знамение" 1660 года из Покровского придела церкви Ильи Пророка в Ярославле. В верхней части композиции, в облаках, представлен пятифигурный Деисус с Христом Великим Архиереем в центре и предстоящими крылатыми Богоматерью в облике Царицы Небесной с Иоанном Предтечей. Таким образом, апостолы Петр и Павел, а за ними московские святители разворачивают тему Деисуса в нижней части композиции. Изображение Богоматери с крыльями появляется в XVI веке в составе иконографии "София Премудрость Божия" как иллюстрация текста Апокалипсиса о "жене, облеченной в солнце" ("Даны были жене два крыла большого орла", Ап. 12: 14), где она предстоит Софии вместе с Иоанном Предтечей, также крылатым. В XVII столетии в рамках этой иконографии Иоанна Предтечу начинают изображать в короне, как и Богоматерь. В таком виде Богоматерь и Иоанн Предтеча переносятся также в деисусные композиции, в частности, со Спасом Великим Архиерем5. Несмотря на официальный запрет со стороны церкви, изображения крылатой Богоматери имели широкое распространение, в том числе в Поволжье. Изображение апостолов Петра и Павла связано, по-видимому, с небесным покровителем царя Петра Алексеевича, что позволяет датировать икону временем не ранее 1682 года. Почитание московских святителей имело широкое распространение в Костроме и округе6, что нашло свое отражение в помещении их икон в деисусном ряду иконостаса церкви Воскресения на Дебре.

Стилистическая справка

В типе ликов с длинными носами и близко посаженными глазами прослеживается прямая связь с иконами из церкви Воскресения на Дебре середины - третьей четверти XVII века. По-видимому, в приходе продолжали жить потомки иконописцев рода Поповых, священников Воскресенского храма, с которыми можно связывать публикуемую икону.

Происхождение

Церковь Воскресения на Дебре в Костроме

Библиография