Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Симеон Столпник и Давид Солунский

Реставрация: Нет данных

Размер: 40 х 26 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Симеон Столпник, преподобный Давид Солунский

Уточняющая датировка: 15 в. Середина

Век: 15

Страна: Греция

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На следующей иконе представлены два святых, чьи подвижнические жития были во мно­гом схожи. Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский представлены фронтально друг рядом с другом, при этом их позы создают впечатление духовного общения святых. Соответствия в их общем изображении очевидны: ствол дерева, на котором находит­ся преподобный Давид, похож на столп преподобного Симеона, поскольку подвиг обоих заключался в том, что они не сходили со своего места невзирая на непогоду.

Преподобный Симеон предстает видимым по пояс, за невысокой оградой на вершине стол­па своего духовного и телесного подвига. Его сопровождает надпись. Столп имеет облик мраморной колонны с капителью пирамидальной формы. Преподобный изображен с куколем на голове, с седыми волосами и кудрявой короткой боро­дой, с крестом в правой руке. Церковь почитает память двух святых столпников, носивших имя Симеон. Старший из них обычно называется просто св. Симеоном Столпником или св. Симеоном Мандрским, а младший, последовавший примеру старшего, обычно именуется св. Симеоном Дивногорцем. Их изображения в византийском искусстве многочисленны, одна­ко иконография и физиогномические черты не позволяют отличить одного от другого. Седые волосы и борода св. Симеона Старшего перешли позднее и в изображения св. Симеона Младшего, тогда как куколь, бывший изначально атрибутом св. Симеона Младшего, затем начинает изображаться и на голове св. Симеона Старшего.

Св. Давид также изображен по пояс в ветвях пышной кроны дерева, вероятно, миндаля, упоминаемого в житии преподобного. Фессалоникский подвижник, живший на дереве, облачен в монашеские одеяния. У него очень длинная борода, что соответствует и текс­ту жития, и описанию Дионисия Фурноаграфиота. Изображение сопровождает надпись. В византийском искусстве изображение св. Давида на дереве не было широко распространено. Использованная в ватопедской иконе иконографическая схема была создана в палеологовский период, о чем свидетельствуют фрес­ки в парекклесионе монастыря Хора в Константинополе (1318—1321 гг.), в церкви Пророка Илии в Салониках (ок. 1360—1370 гг.) и в Старом кафоликоне монастыря Преображения в Метеорах (1484 г.).

С точки зрения стиля и техники икона во многом напоминает художественные традиции так называемой Македонской школы: фигуры святых бесплотные и плоские, лики, изможденные духовными подвигами, отличаются острой выразительностью. В этом можно убедиться, сравнив образы преподобных Симеона Столпника и Давида Солунского с соответ­ствующими изображениями из Протата (ок. 1290 г.), которые являются их отдаленными про­тотипами. Это позволяет отнести икону к середине XV века — периоду, когда в монументаль­ной живописи Афона и особенно в утраченных фресках старого кафоликона монастыря Св. Павла (1447 г.) наблюдается обращение к иконографическим типам и художественным приемам «Македонской школы».

Происхождение

Афон

Фрагменты

Библиография