Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас Смоленский с клеймами страстей

Реставрация: Средник реставрирован В.Ф.Ромашкевич в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских в 1990 году, клейма находятся под записью.

Размер: 160,0 х 130,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, ангелы, праведная Марфа, праведная Мария

Уточняющая датировка: 17 в., 1686 г. (?)

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

Публикуемая икона составляла пару второму образу, поэтому в ее оформлении были учтены особенности индивидуальной манеры Холмогорца: укрупненный размер средника и миниатюрные изображения в клеймах, широкая рамка вокруг средника с надписью: "Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси..." (воскресный кондак, глас I). Находилась в иконостасе справа от Царских врат. Имела дорогой серебряный оклад с камнями, что свидетельствует о почитании образа в приходе. Иконография Христа в среднике относится к типу Спаса Смоленского. Вверху изображены две пары ангелов с орудиями страстей. У ног Христа - коленопреклоненные святые жены Марфа и Мария. Клейма Страстей восходят к гравюрам из нидерландской Библии Борхта. Клейма: 1.Тайная вечеря 2.Моление о чаше 3."И когда Он сказал им: "Это Я",они отступили назад и пали на землю" (Ин 18: 6) 4.Взятие под стражу 5.Христос перед Анной 6.Христос перед Каиафой 7.Христос перед Пилатом 8.Христос перед Иродом 9.Поругание Христа 10.Раскаяние Иуды 11.Бичевание Христа 12.Коронование терновым венцом 13.Христос перед народом 14.Пилат умывает руки 15.Несение креста 16.Распятие 17.Снятие с креста 18.Положение во гроб 19.Воскресение 20.Явление Христа Марии Магдалине. Явление ангелов женам-мироносицам

Стилистическая справка

На поле в правом нижнем углу надпись белилами: "Возобновлена бысть сия святая икона при священнике Андрее и старосте Василья Дмитрева Малаткина 1814 г майя 7 дня иконописцем Семеном Завязошиковым". То, что икону писал не Семен Спиридонов, связано, по-видимому, с отъездом мастера в Холмогоры. Чтобы завершить ансамбль, не выбиваясь из заданного стиля, в Ярославль был приглашен мастер из Костромы, иконописцы которой отличались стилистической гибкостью и мастерством в миниатюрном письме.

Происхождение

Церковь Николы Мокрого в Ярославле

Фрагменты

Библиография