Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас Смоленский с предстоящими Ангелом-хранителем и Феодором Стратилатом

Реставрация: Реставрирована бригадой А.М.Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в конце 1960-х годов. Фон иконы под поздней записью, на ликах оставлены прописи.

Размер: 143,5 x 87,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, ангелы, Ангел-хранитель, великомученик Феодор Стратилат

Уточняющая датировка: 17 в., конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Храм Воскресения на Дебре в Костроме

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Икона, скорее всего, происходит из упраздненной и разобранной в 1829 году старой деревянной Георгиевской церкви, существовавшей при храме Воскресения на Дебре, часть икон которой была перенесена в его алтарь. Имеет парный образ "Благовещение" Иконография восходит к типу Спаса Смоленского, известному с XVI века. Оригинальная черта публикуемой иконы - изображение внизу у ног Христа вместе с Феодором Стратилатом Ангела-хранителя, которое может считаться одним из самых ранних его изображений в русской иконописи. Извод с Ангелом-хранителем закрепился в костромской традиции . Изображение вмч. Феодора Страти-лата может быть в равной степени связано с заказчиком иконы и небесным патроном царя Федора Алексеевича. В последнем случае она должна быть датирована не позднее 1682 года. Круглящаяся линия горизонта часто встречается в произведениях мастеров Оружейной палаты. По кайме гиматия Христа идет надпись: "Аз есмь Свет миру..." Вверху по сторонам от него представлены ангелы с орудиями страстей - деталь, известная в иконографии Спаса Смоленского с середины XVII века.

Стилистическая справка

Судя по особенностям письма и иконографии, автор иконы был прямо связан с деятельностью иконописной мастерской Оружейной палаты. Из-за того, что живопись иконы в настоящее время окончательно не раскрыта, корректнее отнести ее к произведениям его круга Гурия Никитина.

Происхождение

Нет данных

Библиография