Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас на престоле

Реставрация: Реставрирована в 1948-1959 годах в ГЦХРМ. В 2003-2005 годах по благословению архиепископа Великого Новгорода и Старорусского Льва художником-реставратором МО МНРХУ Л.В. Ежовой было произведено снятие крайне ветхого, покрытого бронзовой краской, басменного оклада и раскрытие первоначальной живописи.

Размер: 137 х 86 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера; Оклад - серебро, басма, золочение

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 14 в. 1362 г.

Век: 14

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Тронное

Иконографическая справка

Христос представлен восседающим на драгоценном сияющем престоле, с раскрытым Евангелием, на которое Он возлагает благословляющую десницу. Одной из особенностей композиции является сложная форма престола: высокая спинка с многолопастным завершением прорезана многочисленными вытянутыми и круглыми отверстиями, сквозь которые просвечивает золотой фон; боковые стенки сходятся в обратной перспективе к фигуре сидящего. Восемь образующих конструкцию престола вертикальных столбцов завершаются фигурными балясинами; стенки инкрустированы поясами чередующихся драгоценных камней и жемчугов. Характерна специфическая конфигурация опорной части престола - с перспективно развернутым уступом наподобие всхода у подножия амвона. Другой особенностью иконографии публикуемой иконы является жест Христа: персты Его благословляющей десницы касаются страницы раскрытого кодекса, словно указывая на конкретное место евангельского текста. Первоначальный текст почти полностью утрачен, но, по всей видимости, воспроизведен при поновлении XVI века, сохраненном при расчистке: "Придите ко мне / / вси труждаю/ /щиися обреме/ /нении и азъу/ /покою в [и] / / воз[мите] иго / / [мое] на с[еб]е / / [и н]аучитеся / / отмене яко // кротокъ есмъ // и смиренъ // с(е)рцемъ и о//брящете // п[окой] душа[м]" (Мф. XI, 28-30). Само Евангелие выделено ярким алым обрезом и отличается необычайно большими размерами; оно несколько наклонено на колене Спасителя и поддерживается Им как великая драгоценность, в пышных, прихотливо извивающихся драпировках гиматия.

Стилистическая справка

Стилистически "Спас на престоле" из Рождественского придела Софийского собора - произведение пограничное. Его художественная система отражает современную тенденцию позднепалеологовского искусства, свойственную монастырским кругам, сосредоточенным на воплощении идеи преображающего действия Божественного света. Вместе с тем пластический строй образа трансформирует традицию, которая проявилась в искусстве предшествующего периода под воздействием приехавших в Новгород греческих мастеров, расписавших в 1338 году храм Входа в Иерусалим и, вероятно, написавших "Спаса архиепископа Моисея" 1337 года. Автор "Спаса" 1362 года, скорее всего, был выдающимся представителем именно нового поколения живописцев, работавших в содружестве с византийцами, которые расписывали новгородские храмы второй половины столетия. Этот мастер наделил новым духовным пафосом копируемый образец искусства предшествующего периода, выразив его языком, соответствующим новому времени и в то же время индивидуальным, достаточно органично воспринятым последующим новгородским искусством.

Происхождение

Происходит из Софийского собора в Новгороде. Во время Второй мировой войны вывезена в Германию, возвращена в музей в 1948 году. Установлена в иконостасе придела Рождества Богородицы Софийского собора в 1960-е годы. В 1991 году в составе убранства Софийского собора передана в безвозмездное пользование Новгородской епархии. Софийский собор, инв. № Соф. 4 (икона находится в местном ряду иконостаса придела Рождества Богородицы).

Фрагменты

Библиография