Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас царя Мануила

Реставрация: Реставрирована Л.И. Рогозиным в Ярославском филиале Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских в 1959 году. Доска опилена по краям.

Размер: 140,0 х 76,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 17 в., середина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Икона стояла в местном ряду нового барочного иконостаса, поставленного в храме в середине XVIII века. В образе использован иконографический тип, восходящий к древней иконе из новгородского Софийского собора, перевезенной в 1561 году при Иване IV Грозном в Успенский собор Московского Кремля. Отличительная особенность иконографии - указующий на открытое Евангелие жест правой руки Христа. Большая часть известных икон "Спаса царя Мануила" находилась в местных рядах иконостасов новгородских и московских соборов. О сохранении традиции в XVIII столетии свидетельствует публикуемый памятник.

Стилистическая справка

Стилю иконы в равной мере свойственны черты, сближающие ее как с ярославской, так и костромской художественной традицией. Подобные произведения, отличающиеся высоким уровнем профессионализма, бытовали в каменных храмах пограничья ярославских и костромских земель. Не исключено, что икона создавалась не в Ярославле, поскольку ее подгоняли под гнездо иконостаса, для которого она предназначалась. В приходе ярославской церкви Николы Надеина с XVII века селились выходцы из Костромы, которые могли заказать икону костромскому мастеру, проживавшему в том же приходе. Предание связывает создание архитектурной части иконостаса храма с именем актера Федора Волкова, костромича по происхождению.

Происхождение

Церковь Николы Надеина в Ярославле

Библиография