Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Всех скорбящих Радость

Реставрация: Реставрация домузейная.

Размер: 52,0 х 109,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангелы

Уточняющая датировка: 18 в. 1707 г.

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Икона относится к очень редкому варианту иконографии, где в верхней части композиции Богоматерь в образе Царицы Небесной восходит на небеса к встречающему ее Христу. На свитках в руках ангелов, утешающих в нижней части композиции страждущих, пояснительные надписи: "больным посещение", "алчущим питательница", "нагим одеяние", "странным утешение", "обуреваемым пристанище". На самом большом свитке начертано: "Всемилостиваго и небесного царя и Бога Всемилостивая Мати христаинам же всем притекающим к ней и милость Ея с верою просящим, скорая и известная во всяких злоприключениях помощница и заступница". Особенно примечательна трактовка небес с двенадцатью дугообразными полосами-сферами, каждая из которых имеет свое название (снизу вверх): "Луна", "Ермии", "Афродита", "Солнце", "Аер", "Дии", "Крон", "Небо звездное", "Небо пространное от востока на запад и вопреки [обратно]", "Небо превышнее от севера на юг и вопреки", "Небо перводвижимое" и, наконец, "Небо емпирийское престол Божий и жилище святых Его". В восьмой сфере - небе звездном - представлены первые шесть знаков зодиака: овен, телец, близнецы, рак, лев и дева.

Стилистическая справка

Алексей Иванов Квашнин - костромской иконописец, вызванный в Москву в Оружейную палату в 1700 году. Там, по-видимому, был учеником Кирилла Уланова. Автор нескольких сохранившихся подписных икон.

Происхождение

Нет данных

Библиография