Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Всех скорбящих Радость

Реставрация: Реставрирована М.Г.Степановым и О.Б.Воробьевой в 2000 г.

Размер: 92,5 х 71,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангелы

Уточняющая датировка: 18 в. Начало

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Частное собрание В.А. Бондаренко

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Иконография иконы более правильно определяется как «Образ Умиления и посещения в беде страждущим» (об этом свидетельствует также авторская надпись на иконе, в которой мастер поменял местами слова «умиление» и «посещение»). Этот изначально самостоятельный тип изображения Богородицы со временем стал одним из вариантов более широкой иконографии «Всех скорбящих Радость». Его отличительной особенностью является изображение Богоматери без Младенца. Восходит к западноевропейскому типу Мадонны «Miserekordia». Аналогичное изображение Богоматери присутствует в росписях свода церкви Спасо-Преобра-жения за Волгой в Костроме, которые датируются началом XVffl века и приписы- ваются артели Василия Козмина. С представленной иконы его отличают н< значительные детали: свиток в левой руъ Богоматери развернут вверх, вместо Троицы Новозаветной вверху композици изображен Господь Саваоф.

Происхождение

Костромская область

Библиография