Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Воскресение Христово (с клеймами праздников)

Реставрация: Сведений о реставрации но имеется.

Размер: 113,3 x 84,3 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Адам, Ева, ангелы, праотцы

Уточняющая датировка: 16 в., вторая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иконографическая справка

Икона является самым ранним из известных в настоящее время изображений Воскресения с клеймами важнейших праздников литургического года. Редкой является также иконография средника - мандорла Христа заполнена монохромными изображениями ангелов с белыми сферами, на которых написаны названия добродетелей; длинными копьями ангелы поражают бесов, низвергающихся в черный провал ада. Данный иконографический вариант представлен единичными памятниками. Клейма: 1.Благовещение 2.Рождество Христово 3.Сретение 4.Богоявление 5.Вход в Иерусалим 6.Преображение 7.Распятие 8.Вознесение 9.Воскрешение Лазаря 10.Сошествие Святого Духа 11.Успение Богоматери 12.Жены-мироносицы у гроба Христова Редкой особенностью является изображение Христа в сцене "Распятия" с согнутыми руками, сильно провисшими в локтях. Вероятно, мастер пользовался образцом, в котором нашли своеобразное преломление мотивы, пришедшие из западноевропейской гравюры. В ряде случаев иконописец сокращает традиционные иконографические композиции: опускает изображение служанки в сцене "Рождества Христова" (присутствует лишь фигура Саломеи с Младенцем на коленях), очень компактно группирует апостолов в сценах "Вход в Иерусалим", "Вознесение" и "Успение".

Стилистическая справка

Разгранки между клеймами и поля выполнены заново в XIX веке. На иконе в настоящее время сохраняются остатки записей этого времени. Мастерство исполнения позволяет связывать икону с развитой городской художественной культурой. Судя по колориту, она была создана в Костроме или Нижнем Новгороде. Исполнение ликов довольно архаичное, напоминает о стиле первой половины XVI века. Однако композиция иконы выдает знакомство мастера с экспрессивными тенденциями, получившими развитие в третьей четверти столетия.

Происхождение

Село Красное-на-Волге в Костромской области

Библиография