Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Всех скорбящих Радость

Реставрация: Реставрирована Н.И.Бетиной в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении в 2000 году.

Размер: 149,0 х 111,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангелы

Уточняющая датировка: 18 в. Вторая четверть

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Иконография восходит к типу "Умиления и Посещения в беде страждущим", где Богоматерь изображается без Младенца. Отличается большой детализацией композиции за счет введения дополнительных подробностей. В верхней части изображения Богоматерь, коронуемую Новозаветной Троицей, окружают сгруппированные в кругах различные чины Сил Небесных. Троица представлена в символах евангелистов. Между верхней и нижней частью композиции, справа и слева помещены два медальона с изображением Зачатия Богородицы и избранных святых (свтт. Петр, митрополит Московский и Григорий Богослов, прп. Петр Афонский и вмч. Димитрий Солунский {?}). Страждущие внизу представлены отдельными группами в архитектуре и пейзаже. Среди них слепые, заблуждающиеся, плененные, плавающие по водам, больные, сирые и нуждающиеся, нагие, голодные. Изображение моря с кораблями (плавающие по водам) получает широкое распространение на иконах "Всех скорбящих Радость" различных иконографических вариантов в XVIII веке в связи с бурным развитием торговли. Возможно, что икона была написана по заказу торгового человека, чьи патрональные святые представлены в круглом клейме.

Происхождение

Казанский собор в Нерехте Костромской области

Библиография