Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Воскресение Христово - Сошествие во ад

Реставрация: Реставрирована бригадой А.М.Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1987-1990 годах.

Размер: 107,0 x 79,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Адам, Ева, Иоанн Предтеча, Давид, Соломон

Уточняющая датировка: 17 в., третья четверть

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Нерехтский краеведческий музей

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

В иконе использован развернутый вариант иконографии "Воскресения -Сошествия во ад", совмещающий историческое (Восстание от гроба) и символическое (Сошествие во ад) изображение Воскресения Христова. Эта схема, зародившаяся в конце XVI века, окончательно сформировалась в столичной иконописи в середине XVII столетия, когда обе сцены стали изображаться строго одна над другой, композиционно связываясь единой диагональю шествия праведников из ада в рай. Не получив особого распространения в Москве, такая иконография стала популярной в провинции, особенно в Поволжье. От Христа в сцене "Восстание от гроба" влево вниз направляется шествие ангелов к адским вратам, перед вратами ангелы побивают беса, падающего в адскую пасть. Внизу в центре за сценой изведения из ада Адама начинается шествие праведников к раю, изображенному в верхнем правом углу. Перед райскими вратами стоит Благоразумный разбойник, выше он же изображен в раю с пророками Енохом и Илией. Обычно в эту композицию включали дополнительные изображения событий, предшествовавших Воскресению и следующих за ним. На публикуемой иконе их нет, что указывает на относительно раннюю дату ее создания и ориентацию на старые образцы конца XVI века. Об этом свидетельствует и четырехкратное изображение Благоразумного разбойника (дважды в раю, перед райскими вратами и беседующим с Христом), а также адская пасть в левом нижнем углу, которое ближе к концу XVII века заменяется на отрог горок.

Происхождение

Церковь Николая Чудотворца села Верховье Солигаличского района Костромской области

Библиография