Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Воскресение Христово - Сошествие во ад

Реставрация: Реставрирована Е.А.Чижовым в Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1977 году.

Размер: 168,0 x 137,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, ангелы, Адам, Ева, Иоанн Предтеча, Давид, Соломон

Уточняющая датировка: 17 в., конец 1680-х гг.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иконографическая справка

Икона происходит из местного ряда иконостаса. Имеет необычайно сложное оригинальное композиционное построение с детально разработанными дополнительными сюжетами. Уникальная особенность ее композиции - дважды представленное Сошествие во ад на основной вертикальной оси, в то время как Восстание от гроба размещено слева в нижнем углу, как в памятниках рубежа XVI-XVII веков. В первой сцене Христос попирает ногами врата ада, ниже - изводит из ада Адама, стоя над адской пастью в виде звериной главы с четырьмя клыками. Композицию поясняет текст, расположенный на нижнем поле: "Сниде Господь внутрь ада и рече мир вам ближним и далним. И взем Адама за руку изведе его вон и вся сущая с ним и рече поспешницы моя идите во святый рай. И повеле Господь ангелом своим сатану связати узами нерешимы-ми на тысячу лет". Последние строкитекста иллюстрируют сюжет, представленный в правой нижней части иконы. Внизу слева Христос восстает из гроба, над его мандорлой текст пасхального тропаря: "Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гро-бех живот дарова". Внизу, справа от группы воинов изображен ангел, отваливающий камень от гроба Господня. Всю композицию поясняет текст, расположенный над хоругвью в руке Христа: "Сниде ангел Господень с небеси и отвали камень от гроба и воста Господь наш из гроба яко молния светоносныя изыде просвещая нас". Среди праведников, шествующих в рай, некоторые персонажи представлены дважды, в связи с двойным изображением Сошествия во ад. Редкая иконографическая деталь - симметрично расположенные по сторонам сияния Христа два ангела со свитками. Тема Благоразумного разбойника выделена особо. Помимо традиционного изображения в раю с пророками Илией и Енохом, сопровождаемого текстом на верхнем поле: "И беседова разбойник со Илиею и Енохом о страсти Христове како победи Диавола", он представлен в отдельной сцене с Иоанном Предтечей перед вратами рая. Надпись вверху поясняет происходящее: "Прииде разбойник ко вратом святаго и возбрани ему он же показа чесный крест вниде невозбранно". Изображение Лона Аврамова, завершающее тему шествия праведных в рай, находится в левой части композиции, между "Распятием" и "Вознесением". Цикл дополнительных сюжетов начинается с "Распятия" в верхнем левом углу. Над композицией, на поле, размещен текст песнопения: "Всегда благо-словяше Господа поем воскресение Его распятие бо претерпев и разреши смертию смерть". Под Распятием изображены две фигуры в белых одеждах, восставшие из гроба. Поясняющая сюжет надпись сохранилась неполностью, первые слова: "Два брата от мертвых воста-ша...". Еще ниже - традиционное изображение Положения во гроб. Правее воскресших мертвецов представлено обретение апостолами Петром и Иоанном пустого гроба, сопровождаемое текстом: "Петр Иоанн притече ко гробу и виде едины ризы". "Явление ангела Женам-мироносицам" изображено в другой частц композиции, справа, над побивающими бесов ангелами. Над этой сценой представлена трапеза Христа с апостолами Лукой и Клеопой в Эммаусе. Над головами персонажей надпись: "Познася Господь Лу-це и Клеопе в преломлении хлеба". Смысловым завершением композиции является Вознесение Христа, представленное вверху в центре. Редкая иконографическая деталь - изображение камня со следами стоп вознесшегося Христа. Чрезвычайно оригинально решена верхняя часть композиции - Христос возносится к двойному престолу с Господом Саваофом, где для него оставлено пустое место. Над престолом представлен Дух Святой в виде голубя, таким образом сцена Вознесения решена как воссоединение Троицы.

Стилистическая справка

Стиль иконы в равной мере сочетает в себе особенности, свойственные ярославской и костромской художественным традициям. Вторая проявляется в колористическом решении и особой манере письма ликов яркими вохрениями по оливково-зеленому санкирю. Икону мог написать костромской иконописец, живший и работавший в Ярославле.

Происхождение

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле

Библиография