Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Воскресение Христово - Сошествие во ад

Реставрация: Реставрирован бригадой М.А.Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1972-1983 годах.

Размер: 165,3 х 127,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, ангелы, Адам, Ева, Иоанн Предтеча, Давид, Соломон

Уточняющая датировка: 18 в., 1757 г.

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона "Воскресение - Сошествие во ад" относится к популярному со второй половины XVII века развернутому иконографическому варианту. Подбор и размещение дополнительных сюжетов отличается своеобразием. В верхнем левом углу представлены: трапеза Христа с апостолами в Эммаусе, встреча Христа с апостолами на пути в Эммаус, Уверение Фомы (верхний ряд), явление ангела Женам-мироносицам, объединенное в одну сцену с явлением Христа Марии Магдалине, обретение пустого гроба апостолами Петром и Фомой (нижний ряд). Внизу справа изображены сцены беседы Христа с разбойником и явление Христа апостолам на Тивериадском море. Отсутствуют обычные для данной иконографии сцены Распятия и Вознесения Христова, но обращает на себя внимание то, что мастер акцентирует внимание на событиях, подтверждающих истинность Воскресения.

Стилистическая справка

Икона атрибутирована Василию Никитину Вощину на основании стиля.

Происхождение

Праздничный ряд иконостаса Троицкого собора Костромского Ипатьевского монастыря

Фрагменты

Библиография