Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Воскресение Христово - Сошествие во ад, с праздниками

Реставрация: Реставрирована в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в 1970-х годах.

Размер: 104,0 x 77,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Василий Великий, Игнатий Богоносец, Леонтий Ростовский, Зосима и Савватий Соловецкие, Макарий Унженский, Борис и Глеб, Дмитрий Солунский, Николай Мирликийский, Симеон Богоприимец, Антипа Пергамский, Власий Севастийский, царь Константин, Георгий, Косма и Да-миан, Флор и Лавр, царица Елена, Параскева,Максим Блаженный, Стефанида, Ульяна, пророчица Анна, Марфа, Анастасия Узорешительница. святитель Николай Мирликийский

Уточняющая датировка: 17 в., третья четверть

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

В среднике иконы использована развернутая иконография Воскресения - Сошествия во ад, которая дополнена изображениями событий, предшествовавших Воскресению и последовавших за ним. Круг дополнительных сюжетов достаточно широк, но не максимально возможный. В верхнем регистре представлены: Распятие, Явление Христа апостолам по Воскресении, Вознесение. Ниже - Уверение Фомы, сцены явления Христа Марии Магдалине и обретения апостолом Петром пустого гроба, объединенные в общую композицию, трапеза Христа с апостолами в Эммаусе. Еще ниже слева - Жены-мироносицы у гроба Господня, в правом нижнем углу - явление Христа апостолам на Тивериадском море. В подборе сюжетов в клеймах прослеживается внимание к теме Креста Господня: включены изображения Происхождения честных древ и Воздвижения Креста, в то время как отсутствует Рождество Богородицы. В первом клейме представлен образ Богоматери Казанской, что необычно и может объясняться разными причинами (наличие в храме придела, посвященного образу, почитание местной иконы такой иконографии). Клейма: 1.Богоматерь Казанская 2.Благовещение 3.Рождество Христово 4.Сретение 5.Богоявление 6.Воскрешение Лазаря 7.Вход в Иерусалим 8.Собор Архангела Михаила 9.Преображение 10.Происхождение честных древ 11.Крестовоздвижение 12.Огненное восхождение пророка Илии 13.Успение Богородицы 14.Покров 15.Избранные святые Среди избранных святых представлены: в нижнем ряду - Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Василий Великий, Игнатий Богоносец, Леонтий Ростовский, Зосима и Савватий Соловецкие, Макарий Унженский, Борис и Глеб, Дмитрий Солунский, Николай Мирли-кийский, Симеон Богоприимец, Антипа Пергамский, Власий Севастийский, царь Константин, Георгий, Косма и Да-миан, Флор и Лавр, царица Елена, Параскева; в верхнем ряду - неизвестный преподобный, Максим Блаженный, Сте-фанида, Ульяна, пророчица Анна, Марфа, Анастасия Узорешительница. Изображение свт. Николая выделено в отдельный киот, где он представлен в типе Николы Зарайского. Возможно, здесь изображена местночтимая скульптура. Индивидуальный подбор святых и сюжетов в клеймах связан, очевидно, с особым заказом образа.

Происхождение

Островский район Костромской области

Библиография