Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Вход в Иерусалим

Реставрация: Реставрирована в 1967 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации О.В. Лелековой

Размер: 84 х 52 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, апостолы

Уточняющая датировка: 15 в. Около 1497 г.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

На иконе изображены восседающий на осле Христос и торжественно шествующие за Ним апостолы. Справа представлен Иерусалим, у стен которого Спасителя встречает народ с ветвями в руках. Маленькие дети постилают под ноги осла свои одежды. Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим отмечается церковью за неделю до Воскресения. В основе сюжета лежат тексты Евангелий от Матфея (XXI, 1~9), Марка (XI, 1 - 10), Луки (XIX, 29-38), Иоанна (XII, 12-18) и апокрифическое Евангелие от Никодима (LX, 10, 95). Согласно евангельскому повествованию, Христа, вернувшегося в Иерусалим перед иудейской Пасхой, торжественно встречали жители города. Они постилали под ноги осла, на котором ехал Христос, свои одежды и пальмовые ветви. "Народ же предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!" (Мф. XXI, 9). Иконография "Входа в Иерусалим" складывается уже в раннехристанское время и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений.

Стилистическая справка

Икона принадлежит "первому" мастеру кирилловского иконостаса. Это одно из лучших его произведений, отличающееся особой изысканностью в передаче архитектурных форм и пейзажа. Плавность линий во всех деталях левой части композиции - в изгибе дерева, силуэтах горы, фигур апостолов и самого Иисуса Христа - противопоставлена строгости и застылости толпы, изображенной на иконе справа. Лики исполнены мягким охрением, с легкой подрумянкой.

Происхождение

Праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Фрагменты

Библиография