Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Жены мироносицы у гроба Господня

Реставрация: Реставрирована Г.Б.Губочкиным в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1967 году.

Размер: 66,5 х 53,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Жены-мироносицы, ангел

Уточняющая датировка: 16 в., вторая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Село Спас-Вежа известно с конца XVI века как вотчина московского патриаршего Чудова монастыря. Очевидно, что в это время там уже была деревянная церковь, которую заменили новой в 1628, а затем в 1713 году. Можно предположить, что икона происходит из праздничного ряда иконостаса первоначального храма. Иконография восходит к новгородским образцам конца XV - начала XVI века, Включает также новые детали, появившиеся не ранее середины XVI столетия: изображение спящих воинов у гроба, приподнятое правое крыло ангела, вспа-рушенный край его одежд над правой рукой. Ближайшей иконографической аналогией костромской иконе является образ того же времени из Воскресенекого собора в Ромапове-Борисоглебске . Очевидно, обе иконы восходят к общему образцу, популярному в Поволжье во второй половине XVI века. Отличительная черта костромской иконы - своеобразная трактовка группы жен, не известная по другим памятникам: Богоматерь и Мария Магдалина обнимают друг друга, над ними - подчеркнуто увеличенная в размерах голова третьей жены, объединяющая всю группу в единое целое. Над ней полуаркой нависает отрог горок, ритмически завершающий композицию.

Происхождение

Церковь Преображения села Спас-Вежа Костромского район Костромской области

Библиография