Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Жены мироносицы у гроба Господня

Реставрация: Реставрирована Н.А.Волковой в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике "Ипатьевский монастырь" в начале 1970-х годов.

Размер: 68,7 x 57,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, ангел, жены-мироносицы

Уточняющая датировка: 18 в. Начало

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона входила в праздничный ряд иконостаса. Событие изображено так, как описано в Евангелии от Иоанна (гла 20): у гроба сидят два ангела, явившие Марии Магдалине. Композиция дополнена сценой явления Христа Mapие Магдалине. Совмещение двух этих сюжетов в одном изображении известно русской иконописной традиции с середины XVI века. Интересно, что Магдалина представлена во второй сцене вместе с Богоматерью и женами-мироносицами, которые у евангелистов в этом сюжете не упомянуты.

Стилистическая справка

В стиле иконы присутствуют черты, характерные для галичского иконописания (колористическая гамма, построенная на теплых тонах с преобладанием охры, красноватый оттенок карнации и т.п.) В то же время ее автор во многом следует костромским образцам (мягко моделированное живоподобие ликов, активное использование цветных лаков, тщательно проработанный рисунок). По-видимому, художник имел опыт совместной работы в сводных артелях с костромскими иконописцами. Высокая культура живописи иконы связывает мастера с городской средой. Очевидно, икона была написана для одного из храмов Галича, отстраивавшихся в камне в конце XVII - начале XVIII века. Не исключено, что икона предназначалась для иконостаса Богоявленской церкви в Галиче, начатой строительством в 1687 году, верхний храм которой из-за задержки во внутренней отделке был освящен только в 1710 году.

Происхождение

Нет данных

Библиография