Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Жены мироносицы у гроба Господня

Реставрация: Нет данных

Размер: 126 x 102 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, жены-мироносицы, ангел

Уточняющая датировка: 16 в.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Сюжет иконы связан с центральным событием Евангелия - Воскресением Господним. В соответствии с православным каноном, это событие могло быть изображено только символически или в форме свидетельства - тем более, что непосредственное описание Воскресения в Новом Завете отсутствует. Однако все четыре Евангелия подробно повествуют, как об этом узнали праведные жены, пришедшие ко Гробу Спасителя, чтобы, согласно иудейскому обычаю, помазать Его погребенное тело миром. Изображения благовестия ангела св. женам-мироносицам были широко распространены уже в раннехристианском искусстве. В Х1-ХП веках, по мере сложения развернутого страстного цикла, этот сюжет приобретает устойчивую иконографическую схему. С XV века сюжет "Явления ангела женам-мироносицам" включается в состав праздничного ряда иконостаса (наиболее ранний пример - иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря 1425-1427 гг.). Данная икона относится к развитому варианту иконографии, характерному для произведений второй половины XVI века. Она соединяет в себе два евангельских сюжета на тему Воскресения: явление ангела женам-мироносицам и явление Иисуса Христа Марии Магдалине по Воскресении, описанное в Евангелии от Иоанна (Ин X, 11-18).

Стилистическая справка

Число мироносиц в иконе увеличено до семи, включая отдельно стоящую Магдалину и Богоматерь, изображенную первой. За мироносицами изображен Иерусалим, окруженный крепостной стеной с башнями. Справа вверху, за горой, представлено еще одно строение, также окруженное стенами. Жест правой руки Христа, направленный в его сторону, может быть связан с обращенными к Магдалине словами Спасителя о том, что Ему предстоит взойти к Своему Небесному Отцу. В таком случае это строение приобретает смысл "Небесного Града", "Небесного Иерусалима".

Происхождение

Москва

Библиография