Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Не рыдай Мене Мати

Реставрация: Реставрирована в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских в 1960-х годах.

Размер: 30,6 x 24,9 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера; серебро, басма, золочение

Персоналии: Спаситель, Богородица

Уточняющая датировка: 16 в., конец

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Относится к иконам годуновского вклада. В монастырских описях называется "Плач Пресвятой Богородицы". Композиция образа соединяет в себе черты двух иконографии - "Царь Славы" и "Положение во гроб". В XVI веке изображение Царя Славы получает название "Не рыдай Мене Мати" по первым словам текста ирмоса канона на утрене Великой субботы. Тогда же появляются изображения, где Богоматерь не предстоит Христу, а поддерживает его тело, что придает изображению дополнительный смысл Положения во гроб, По-видимому, впервые эта схема была использована в сложной композиции "Единородный Сыне" в составе четырехчастной иконы середины XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля, затем вычленилась в самостоятельный извод. Публикуемая икона - один из самых ранних сохранившихся памятников такой иконографии.

Происхождение

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме

Библиография