Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преполовение Пятидесятницы

Реставрация: Нет данных

Размер: 93 x 68 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Христос-отрок, иудейские учителя

Уточняющая датировка: 16 в. 1536 г.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Композиции на этот сюжет известны в христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях - учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иерусалимского храма - это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иерусалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды. В русском искусстве ХУ-ХМ веков проповедь двенадцатилетнего Христа во храме окончательно отождествляется с сюжетом "Преполовения" и вытесняет вариант с Христом-средовеком, напрямую соответствовавший событию, описанному в Евангелии от Иоанна. С конца XV века икона "Преполовения" входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии "Преполовения" может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора. Псковская икона сохраняет, в общих чертах, традиционную структуру праздничной иконографии.

Стилистическая справка

Новые черты проявляются в трактовке архитектурного фона: храм увенчивается тремя башнями с шатрами и шпилями и, таким образом, полностью утрачивает сходство с ротондой Гроба Господня. Аналогичная башня со шпилем располагается также на городской стене, слева. В подобных "готических" архитектурных формах, известных по миниатюрам "Лицевого летописного свода" (1553-1568 гг.) и некоторым иконам середины - второй половины XVI века, угадывается несомненное влияние западноевропейских гравюр.

Происхождение

Из праздничного ряда иконостаса церкви Николы "со Усохи" во Пскове

Библиография