Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Приведение к Пилату

Реставрация: Раскрыта в 1968—1970 годах в мастерской музея И.В. Ватагиной. На иконе многочисленные гвоздевые отверстия — следы крепления басменных окладов XVI века, снятых в 1864 году. Вставки грунта с дописями изображения, выпады грунта до дерева на полях и большие потертости красочного слоя и золота на фоне.

Размер: 84 x 62 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 15 в., около 1497 г.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона происходит из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, в 1773 году перенесена в алтарь собора. После 1922 года вошла в коллекцию А.И. Анисимова (кроме «Снятия со креста»), откуда в 1931 году передана в ГТГ, затем в 1938 году — в МИРА. Икона «Снятие со креста» в 1938 году поступила в тот же музей из старообрядческой коллекции. Поступила в МиАР в 1965 году. Икона «Приведение к Понтию Пилату» имеет источником Евангелия от Матфея (XXVII, 11—24) и от Луки (XXIII, 13—17). Редкой особенностью ее иконографии является изображение прокуратора Иудеи сидящим на своем судейском кресле вместе с первосвященниками Анной и Каиафой, что не согласуется с римской судейской практикой. Кроме того, слуга, посланный женой Пилата к мужу с сообщением о праведнике Иисусе, на иконе передает это послание одному из первосвященников. Главным событием в иконе, как и в других подобных изображениях, остается совершенное публично, «перед народом», омовение Понтием Пилатом рук в знак отстранения от неправедного суда над Иисусом. Необычным является изображение жены Пилата: женщинам было запрещено входить в залы суда в Римской империи. Данный иконографический извод показывает достаточную свободу средневековых художников в изображении евангельских сцен.

Стилистическая справка

Стилистические особенности иконы позволяют сделать вывод о работе художника, принадлежавшего к ростовской художественной культуре. Помимо страстных, этот художник написал несколько деисусных и пророческих икон в иконостасе Успенского собора.

Происхождение

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Фрагменты

Библиография