Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Приведение ко Кресту

Реставрация: Раскрыта в 1968—1970 годах в мастерской музея И.В. Ватагиной. На иконе многочисленные гвоздевые отверстия — следы крепления басменных окладов XVI века, снятых в 1864 году. Вставки грунта с дописями изображения, выпады грунта до дерева на полях и большие потертости красочного слоя и золота на фоне.

Размер: 84 x 64 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 15 в., около 1497 г.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона происходит из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, в 1773 году перенесена в алтарь собора. После 1922 года вошла в коллекцию А.И. Анисимова (кроме «Снятия со креста»), откуда в 1931 году передана в ГТГ, затем в 1938 году — в МИРА. Икона «Снятие со креста» в 1938 году поступила в тот же музей из старообрядческой коллекции. Поступила в МиАР в 1965 году. В композиции иконы «Приведение ко кресту» объединены описания пути на Голгофу, приведенные у нескольких евангелистов (Мф. XXVII, 32—33; Мк. XV, 21—22; Лк. XXIII, 26—32). Только у Луки сказано о женщинах, которые шли за Иисусом и «плакали и рыдали о Нем», и о двух разбойниках, которых «вели с Ним». У Матфея и Марка говорится о римских воинах, которые «повели Его на распятие». Во всех трех синоптических Евангелиях имеется рассказ о Симоне Киринеянине, на которого возложили крест Иисуса, чтобы нести его на Голгофу. В соответствии с евангельским текстом, фоном сцены является стена Иерусалима и гора Голгофа, расположенная рядом с городом. Римские воины изображены на иконе, согласно пришедшим из Византии канонам, в античных доспехах, на их головах — характерные перистые шлемы, в руках одного из них — медный щит с чеканным ликом Медузы Горгоны. И канон, и художник, который ему следует, добиваются точности в изображении реалий, которые должны были придавать «историческую достоверность» евангельскому рассказу. С другой стороны, кресты в руках Симона и разбойников имеют неестественно малые размеры и являются, по существу, только знаком орудия казни. В этом сказалось намерение художника перевести сцену в идеальный, символический план.

Стилистическая справка

Стилистические особенности иконы позволяют сделать вывод о работе художника, принадлежавшего к ростовской художественной культуре. Помимо страстных, этот художник написал несколько деисусных и пророческих икон в иконостасе Успенского собора.

Происхождение

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Фрагменты

Библиография