Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Гора Нерукосечная

Реставрация: Реставрирована в Государственном музее-заповеднике " Коломенское ", реставратор М.А.Гра.

Размер: 140 х 92 см

Автор:

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь

Уточняющая датировка: 16 в. 1560-е гг.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское"

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Тронное

Иконографическая справка

Сюжет иконы в символах раскрывает пророчество, которое было дано пророком Даниилом на толкование сна библейского царя Навуходоносора. Царь увидел во сне камень, оторвавшийся от горы без помощи рук и истребивший истукана. Отсюда осмысление Богоматери как "Горы Нерукосечной" и отсеченного камня - как прообраза будущего рождения Спасителя. Другим источником иконографии Богоматери "Горы Нерукосечной" послужил текст "Акафиста Богоматери" - знаменитого произведения византийской гимнографии, молебного пения к Богородице, совершаемого в субботу на пятой неделе Великого поста. В стихах Акафиста в метафорической форме воспеваются различные толкования образа Пресвятой Девы. Богоматерь изображена сидящей на небесном престоле среди райских кущей. На Ее лоне, поверх одежд, написаны гора и радуга. Богородица правой рукой держит лестницу, на коленях Ее - Младенец Христос с развернутым свитком в левой руке. Жест правой руки Спасителя необычен - он не традиционно благословляющий, но как бы призывающий к беседе. Украшенный цветами и травами позем и проросший небесными побегами и орнаментированный золотыми облаками престол создают образ рая, древа жизни и тучной нивы, что соотносится с теми стихами "Акафиста", в которых Богородица воспевается как "одушевленный рай", "нива, растящая многоплодие" и "цвете неувядаемый". Редко встречающееся изображение алого мафория Богоматери со струящимися по нему зелеными волнами восходит к прославлению Пресвятой Девы как "огненного столпа", "светоприимной свечи", "животворного источника", "всесветлого облака". Лестница в руке Марии - "лествица небесная" - символ нравственного восхождения. Изображение радуги - мост, связующий небо и землю. Иконы Богоматери "Горы Нерукосечной" получили распространение в русской иконописи начиная с XVI века.

Стилистическая справка

Эта иконографическая схема представляет собой один из вариантов тронной Одигитрии (примечательно, что в монастырских описях XVI-XVII веков икона называлась "Богоматерь Одигитрия на престоле"). Редкой особенностью здесь является жест правой руки Младенца Христа: Он не благословляет, а простирает руку вперед, как бы обращаясь к предстоящим. В левой руке Христос держит развернутый свиток (надпись на свитке - "Азъ есмь преже Авраама..."). На груди Богоматери - изображения Ее символических атрибутов: горы и радуги. В правой руке Она держит еще один атрибут - лествицу, напоминавшую о лествице из видения праотца Иакова, связавшей воедино небо и землю (Быт XXVIII, 10-19). Помимо ветхозаветных прообразов Боговоплощения, в иконе используются символические мотивы, восходящие к богослужебным текстам, и прежде всего - к Акафисту Пресвятой Богородице. Так, радуга на груди Богоматери и лествица в Ее руках должны были напоминать о словах "Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, мосте, переводяй сущих от земли на небо" (икос II). Алый мафорий Богоматери, украшенный необычайно изысканным, "струящимся" орнаментом, как бы парит в воздухе и уподобляется прозрачному, наполненному светом облаку ("Радуйся, покрове миру, ширший облака" - икос VI). Подобную интерпретацию подтверждают также аллегорические изображения ветров на Ее челе и плечах. О "светоприимной свече", явленной "сущим во тьме" (икос XI) напоминает не только цвет мафория, но и светильники, установленные на подлокотниках трона. Изысканно-сложные, вычурные формы трона превращают его в некое фантастическое сооружение, сплошь покрытое разнообразным вьющимся орнаментом. У подножия его, на зеленом поземе произрастают фантастические растения: на белых и темно-зеленых колеблющихся стеблях распускаются огромные листья и бутоны самых причудливых форм. Очевидно, что перед нами - райский сад, посреди которого утвержден престол Небесного Царя ("Радуйся, яко еси царево седалище" - икос I). Таким образом, икона наглядно иллюстрирует важнейшую тему богородичной гимнографии - прославление Богоматери, открывшей путь к Небесному Царству и являющей образ "словесного рая" ("Радуйся, райских дверей отверзение" -икос IV).

Происхождение

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря

Фрагменты

Библиография