Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Распятие Господне

Реставрация: Раскрыта в 1974 году в мастерской музея М.В.Егоровой. Нижнее поле опилено. Крупные утраты грунта на изображениях женской фигуры слева, ног Богоматери, горок и пещеры в центре и части ноги сотника справа. Потертости и утраты красочного слоя.

Размер: 51 х 39 см

Автор:

Материал: Дерево темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангелы, апостол Иоанн Богослов, Лонгин Сотник

Уточняющая датировка: 15 в. Последняя четверть

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Источником изображения являются евангельские тексты (Мф. XXVII, 31-55; Мк. XV, 25-41; Лк.ХХШ, 33-49; Ин. XIX, 18-37). Иконография восходит к византийским произведениям XIV века, в которых поза и жесты Богоматери подчеркнуто экспрессивны и с особой наглядностью выражают ее страдания. Наиболее близкой аналогией композиции публикуемого памятника является византийская икона последней трети XIV века (ГТГ, см.: Государственная Третьяковская галерея, 1995. № 81) и праздничные иконы из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры 1425-1427 годов и из Павло-Обнорского монастыря 1500 года (ГТГ, см.: Антонова, Мнева, 1963. Т. I. № 277). Святые жены, окружающие Богоматерь, представлены в этих иконах обратившимися спиной к кресту, причем одна из них поддерживает и обнимает Марию. Однако на иконе из Чернокулова вместо трех скорбящих жен изображены две, Мария Клеопова и Мария Магдалина, а Богоматерь представлена не в горестном склонении, прижавшей руку к щеке, а в молении, простирающей руки к Спасителю. Позы Иоанна Богослова, скорбно опустившего голову на руку, и стоящего за ним Лонгина сотника, указывающего на Христа, традициониы. На верхней перекладине креста помещена надпись: "Ц(а)рь славы". Два летящих ангела, изображенных под перекладиной креста, олицетворяют новозаветную церковь и ветхозаветную синагогу (надписи на фигурами: "нов[ы] [з]акон" и "ветхи зак(о)н"). Аллегорические изображения ветхозаветной и новозаветной церквей известны в искусстве византийского мира с XI века, однако в русской живописи они встречаются не часто. Вероятно, в конце XV века интерес к этой тематике усиливается - аналогичные изображения женских фигур, сопровождаемые летящими ангелами, присутствуют в "Распятии" Дионисия. Особенностью иконы из Чернокулова является то, что фигуры, символизирующие церкви, изображены с крыльями, как ангелы, но без нимбов.

Стилистическая справка

В стиле иконы много архаических черт, сближающих ее с произведениями более раннего времени. Сохраняется тип ликов и многие приемы их письма, характерные для произведений первой половины XV столетия. К тому же времени восходит выразительный, экспрессивный рисунок горок. Своеобразие иконе придает особый сероватый цвет охрения. Мягкая растушевка живописи личного, жидкие прозрачные краски, использование желтого аурипигмента и светлый фон характерны для ростовской иконописи. Колористическая насыщенность, драматическое сочетание цветов отличает ее от более светлой и воздушной цветовой гаммы московских памятников этого времени.

Происхождение

Покровская деревянная церковь села Чернокулова Юрьев-Польского района Владимирской области

Фрагменты

Библиография