Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная (с деяниями)

Реставрация: Реставрирована бригадой А.М.Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в начале 1970-х гг.

Размер: 106,0 x 83,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Ангелы, Авраам, Сарра

Уточняющая датировка: 17 - 18 вв. Конец 17 - начало 18 в.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Троица

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Иконография относится к развернутому типу, с Гостеприимством Авраама и Хождением, популярному в XVII веке. Изображение трех ангелов следует рублевской схеме. Сцена Гостеприимства Авраама восходит в древнему варианту изображения, известному по иконе середины XIV века из Успенского собора Московского Кремля. Характерная особенность этой схемы - изображение справа внизу Сарры, замешивающей хлеб, а не подносящей трапезу ангелам. Верхняя часть композиции, где представлены сцены Хождения Троицы, по размерам равна нижней части, что необычно для таких икон. Изображенные в них персонажи увеличены в размерах. Расположение сцен ритмически организовано. Справа у дуба Мамврийского представлен Авраам у своего дома, правее - сцена встречи Авраамом путников. Слева от дуба, внизу - ангелы благословляют Авраама, Сарра смотрит в окно. Выше - Авраам провожает ангелов, направляющихся к Содому. Справа вверху - гибель Содома, изведение Лота и превращение жены Лота в соляной столп. Последний сюжет - видение Аврааму гибели Содома - расположен в верхнем левом углу.

Стилистическая справка

Мастер, писавший икону, последовательно воспроизводит живоподобие в ликах персонажей, в чем проявляется воздействие профессионального костромского иконописания. В то же время типичный для галичской традиции колорит, упрощенность формы, графич-ность, отсутствие пространственных пауз в композиции связывают его с народной эстетикой.

Происхождение

Церковь Николая Чудотворца села Лосево Солигаличского района Костромской области

Библиография