Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная

Реставрация: Реставрирована в 1960-1962 годах.

Размер: 42 х 34 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера; оклад - серебро, басма, золочение, эмаль по скани.

Персоналии: Ангелы

Уточняющая датировка: 16 в., середина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Троица

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Созданна в период проведения Стоглавого собора 1551 года, на котором в связи с вопросом Ивана IV о некоторых особенностях иконографии Святой Троицы было предписано «писати живописцом иконы з древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочий преславущии живописцы, и подписывати «Святая Троица», а от своего замышления ничто же предтворяти». Изображение Троицы на суздальской иконе в целом следует схеме храмовой иконы Троице-Сергиева монастыря, но в то же время имеет многочисленные отличия. Так, фигуры ангелов разделены значительными пространственными паузами и не образуют идеальной окружности, а крылья среднего ангела ощутимо приподняты. Под изображением трапезы видны горки, отсутствующие в «Троице» из Троице-Сергиева монастыря. К числу признаков, указывающих на отход от «рублевской» иконографии и находящих аналогии в других произведениях XV—XVI веков, относятся отсутствие клава на хитоне среднего ангела и изображение не одной, а трех чаш и других предметов на трапезе.

Стилистическая справка

Эта икона относится к числу наиболее утонченных и проникновенных произведений русской иконописи середины XVI века. Икона Святой Троицы из Покровского монастыря следует иконографической схеме, сформировавшейся в искусстве позднепалеологовского периода на основе более ранних изображений Гостеприимства Авраама и возобладавшей в русской иконописи с XV века. Для этого извода, который продолжал использоваться до XVII столетия, характерна лаконичная композиция, в которую включались лишь изображения трех ангелов, палат, горы и Мамврийского дуба. Наиболее ярким и законченным примером такой иконографии стала знаменитая икона Андрея Рублева из Троице-Сергиева монастыря (около 1411 г.), вероятно, повлиявшая на распространение подобных произведений в середине XV — XVI веке. Отдельные детали иконы из Покровского монастыря принадлежат к иконографической традиции середины — второй половины XVI столетия. Это крылья ангелов с завернувшимися краями, положение ног правого и левого ангелов со ступнями, стоящими на подножиях на одном уровне, а не на разной высоте, а также форма палат Авраама — двухъярусных, с двойным окном и завершением криволинейных очертаний (в большинстве икон XVI в. изображения палат восходят к памятникам XV столетия).

Происхождение

Покровский монастырь в Суздале

Фрагменты

Библиография