Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная

Реставрация: Реставрирована А.В.Кириковым в мастерской музея в 1970 г. Красочный слой потерт, золото фона и нимбов сильно утрачено. Гвоздевые отверстия от крепления утраченного басменного оклада. На левом поле контрольный участок с двумя слоями записей и почерневшей олифой.

Размер: 145 х 116 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Ангелы

Уточняющая датировка: 15 - 16 вв., конец 15 в. - начало 16 в.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Троица

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона принадлежит к числу изображений Святой Троицы в виде трех Ангелов за трапезой. Согласно традиционным православным толкованиям, в образе трех ангелов Аврааму было дано откровение о единосущном и триипостасном Боге ("Авраам же физическими очами зрел ангелов и беседовал со Спасителем, но очами духовными видел он Троицу пресвятую и единосущную" - св. Григорий Палама). Подобные толкования были положены в основу символической иконографии Св. Троицы в виде "Гостеприимства Авраама", которая складывается в византийском и русском искусстве конца XIV - начала XV века и находит наиболее полное и совершенное выражение в иконе преподобного Андрея Рублева, исполненной для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в 1425-1427 годах. Икона Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Особое значение этот образец получает в культуре XVI века - так, Стоглавый собор 1551 года утвердил: "Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы...". Подобно многим другим иконам XVI века, икона из Углича повторяет, в общих чертах, иконографию прославленного рублевского прототипа. Вместе с тем, круговое построение композиции, которое в рублевской иконе символизировало непостижимое единство божественных ипостасей, здесь выражено не так отчетливо. Верхняя зона, отведенная под изображение палат Авраама, Мамрийского дуба и горы Мориа, на иконе из Углича увеличена, а изображение ангельской трапезы в нижней части иконы несколько вытянуто по горизонтали. На данной иконе позем и гора различаются по цвету, в этом они повторяют рублевский образец. Эта икона отличается от рублевской формой завершения дома Авраамова и отсутствием велума. На ней отсутствует изображение пещеры в горе. Такая деталь, как семичастная крона дуба, возможно, напоминающая о семи вселенских церквах Нового Завета, не имеет близких аналогий. Судя по сохранившимся произведениям, горизонтальное построение композиции было характерно для некоторых византийских икон конца XIV - начала XV веков. Нельзя исключать, что подобный вариант иконографии, наряду с "Троицей" Рублева, мог послужить образцом для иконы из Углича. В пользу этого предположения свидетельствует не только постановление Стоглава, но и общая ориентация на византийское искусство ХIV-ХV веков, характерная для культуры грозненского времени. Вместе с тем, плотные, эмалевидные цвета, общий темный тон живописи, преувеличенная детализация и дробность рисунка - исключают датировку "Троицы" временем ранее середины XVI века.

Стилистическая справка

В стиле иконы, прежде всего - в ее колорите, присутствуют признаки тверской художественной традиции 15 века. Мастер особенно внимателен к холодной зоне спектра: доминируют голубые, лиловые и зеленые цвета. В каждом локальном тоне при последующей моделировке проступает холодный компонент. "Троица" отличается сглаженностью контрастов темного и светлого и более последовательным сближением каждого тона с голубыми и синими: все краски увидены как бы сквозь голубой фильтр. Пропорции фигур, несколько "неклассические" , сближают данную икону с более ранними и более поздними тверскими иконами: с "Троицей" серии таблеток сер. 15 века из ризницы Троице - Сергиева монастыря, "Голубым Успением" конца 15 века или с "Троицей" начала 16 века из церкви Белой Троицы. Три Ангела сидят у стола и благословляют приготовленную трапезу. Фигуры несколько необычных пропорций: в своей верхней части Они выглядят более вытянутыми, чем в нижней. Нимб среднего Ангела отделен от фона графьей, прочерчивающей также перекрестье. Церковь, из которой происходит икона, была главным храмом Троицкой Дивногорской пустыни, основанной в 1674 году ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем.

Происхождение

Троицкая церковь села Дивная Гора Угличского района Ярославской обл.

Фрагменты

Библиография