Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Ангел Хранитель, со сценами жития праведника и грешника

Реставрация: Реставрирована И.И.Омельченко, Л.П.Русиной и М.Г.Паладяном в Московской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1977 г.

Размер: 147,0 х 117,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Ангел

Уточняющая датировка: 18 в. Середина

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Ангелы

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

Поскольку изображения Ангела-хранителя в конце XVIII-XIX веке встречаются, как правило, на иконах, связанных со старообрядчеством, можно предполагать, что и публикуемый памятник связан со старообрядческой средой. Иконография Троицы Новозаветной в центральном верхнем клейме также свидетельствует в пользу такой интерпретации иконы. Икона не имеет аналогов по развернутости повествования в клеймах. По-видимому, является самым ранним из сохранившихся изображений Ангела-хранителя в деяниях. Клейма: 1.Ангел-хранитель приводит праведную душу к престолу Христа 2.Ангел-хранитель приносит к Господу дневные и ночные добрые дела человека 3.Троица Новозаветная 4.Ангел-хранитель плачет за неимением добрых дел человеческих в приношении Богу 5.Ангел-хранитель приносит праведную душу в Лоно Авраамово 6.Ангел-хранитель хранит праведного человека 7.Ангел хранит трапезу праведных 8.Ангел хранит спящего 9.Ангел в печали покидает грешников 10.Ангел принимает душу праведника 11.Ангел поражает душу грешника 12.Чудо архистратига Михаила в Хонех 13.Ангел-хранитель благословляет царскую трапезу 14.Бес перед Сатаной в аду 15.Бес представляет Сатане злые дела грешника 16.Мучения грешников в аду

Стилистическая справка

В стиле письма иконы сочетаются крайний архаизм в передаче горок и архитектурных форм с форсированной "живоподобной" манерой письма ликов. Темный оттенок санкиря при контрастных высветлениях характерен для середины XVIII века.

Происхождение

Нет данных

Фрагменты

Библиография