Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Гавриил архангел (из деисусного чина)

Реставрация: Нет данных

Размер: 139 х 94 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Архангел Гавриил

Уточняющая датировка: 14 в. 1350-1360 гг.

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Ангелы

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Архангел Гавриил представлен по пояс, в трехчетвертном повороте вправо, держащим зер­цало в правой руке и скипетр в левой. Он одет в розовый хитон и оранжевый гиматий с обиль­ным золотым ассистом. На очень хорошо сохранившемся золотом фоне иконы имеется надпись.

Исполненный благородства, впечатляющий образ архангела Гавриила с вели­чественной осанкой и широким разворотом мощного тела, маленькой головой, деликатной моделировкой рук, тонкими длинными пальцами и крупными плавными формами покрытых золотым ассистом складок находит параллели среди шедевров монументальной живописи раннепалеологовского периода, таких как фрески церкви Свв. Апостолов в Салониках. Вместе с тем типологически он непосредственно связан с произведениями константинопольских мастерских 3-й четверти XIV века, такими как икона архангела Михаила из Византийского музея в Афинах.

Лик архангела Гавриила с удлиненным овалом и мощной шеей моделирован слоями вохрения с незаметной подрумянкой и оливковыми тенями. Штрихи светов положе­ны лучами под глазами и словно отражаются отблесками на лбу. Такая графическая трактов­ка светов встречается не только на иконе Христа Пантократора из того же деисусного чина, но и в целом ряде произведений монументальной живописи и иконописи 2-й половины XIV века.

Происхождение

Среди икон позднепалеологовского периода особый интерес представляют шесть больших икон, составлявших вместе с пятью несохранившимися иконами Большой деисусный чин, находившийся на темплоне в иконостасе кафоликона монастыря Ватопед во 2-й половине XIV века. Из центральной части чина сохранились иконы Христа Пантократора и св. Иоанна Предтечи, от образа Богородицы дошли только два фрагмента доски с остатками живописи. Также сохранилась икона архангела Гавриила, которая вместе с утраченной иконой архангела Михаила фланкировала три центральных образа. В этот сокращенный вариант компо­зиции Большого Деисуса входили образы четырех евангелистов и двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Однако из них сохранились только иконы св. Иоанна Богослова и св. Луки.

Фрагменты

Библиография