Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Гавриил архангел

Реставрация: Нет данных

Размер: 112 х 42 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Архангел Гавриил

Уточняющая датировка: 14 в. Начало

Век: 14

Страна: Византия

Место хранения: Афон, монастырь Ватопед

Иконография, категория: Ангелы

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

На иконе, первоначальный размер которой был изменен, изображен архангел Гавриил, стоящий в трехчетвертном повороте влево. Доска опилена с четырех сторон, в результате чего полностью утрачены ступни ног и левое крыло архангела, а его фигура с трудом умещается в оставшееся поле иконы. Архангел облачен в темно-голубой долгополый хитон с золотым клавом и узлом на груди и в оливковый гиматий, препоясанный на пояснице, остав­ляющий открытыми правое плечо и руку. Голубая лента стягивает пышные кудрявые волосы. Крылья архангела оттенка жженой сиены с золотым ассистом, их края оливковые. Поза и трех­четвертной разворот фигуры позволяют предположить, что икона могла входить в Большой Деисус из иконостаса начала XIV века или находилась на внешней грани алтарного столба вро­вень с алтарной преградой.

Фигура архангела имеет правильные пропорции, она довольно крупная и объемная. Поза и ритмичное, уравновешенное движение исполнены изящества и благородства, они напоминают древние статуи. Лик архангела овальной формы с тонкими чертами обрамлен вьющимися локонами, спадающими на плечи. Спокойный взгляд выражает глубокую задумчивость.

Несмотря на небольшие осыпи красочного слоя, в технике личного письма можно видеть те же особенности, что и на иконе св. Георгия. В первую очередь следует отметить такую общую черту, встречающуюся также во фресках Георгия Каллиергиса в церкви Христа Спасителя в Верии, как длинная морщина на лбу и острый нос с ровной спинкой. Здесь использована такая же мягкая светотень, деликатно моделирующая объем лица и шеи. Тип лика и техника личного письма вписываются в контекст искусства раннего XIV века, прежде всего в ряд живописных ансамблей, исполненных салоникскими мастерскими: росписи церк­вей — Христа Спасителя в Верии, Св. Николая Орфаноса в Салониках, Свв. Иоакима и Анны в Студенице, Свв. Апостолов в Салониках и др.

Плавные линии драпировок кажутся словно стекающими вдоль тела, широкие и гибкие склад­ки пластически выявляют его объемы. Аналогичную трактовку драпировок можно видеть в рос­писях Протата (ок. 1290 г.) и в группе памятников 2-го десятилетия XIV века, таких как церковь Св. Николая Орфаноса в Салониках, церковь Христа Спасителя в Верии, церковь Свв. Иоакима и Анны в Студенице, фрески церкви Свв. Апостолов в Салониках и др.

Учитывая все описанные выше типологические, стилистические и технические аспекты, следует отнести икону архангела Гавриила к началу XIV века, возможно, к 1310—1315 годам. Стилистическое сходство иконы архангела Гавриила с иконой св. Георгия позволяет приписать авторство обеих одному художнику — Георгию Каллиергису, который был виднейшим представителем художе­ственной жизни Салоник. Эти иконы являются одними из величайших про­изведений Палеологовского ренессан­са начала XIV века.

Происхождение

Константинополь

Фрагменты

Библиография