Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Михаил архангел (в деяниях)

Реставрация: Реставрирована В.О. Кириковым в 1963 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Большая тонированная вставка на нижнем поле иконы и в нижней части клейм 13 и 14; следы гвоздей от утраченных оклада и венца архангела Михаила в среднике. Потертости красочного слоя. Надписи частично утрачены.

Размер: 115,5 х 83 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Архангел Михаил

Уточняющая датировка: 16 в., третья четверть

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Ангелы

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

Состав клейм: 1. Архангел Михаил наставляет Адама "ручному делу". 2. Архангел Михаил возвещает Ною закон о жертвоприношении . 3. Архангел Михаил помогает Аврааму в битве против войска царей Эламского и Гоимского. 4. Архангел Михаил поражает Содом и Гоморру. 5. Борьба Иакова с ангелом. 6. Архангел Михаил научает Моисея закону в пустыне Синайской. 7. Архангел Михаил преграждает путь Валааму. 8. Архангел Михаил погребает тело Моисея. 9. Благовесте Маною и его жене о рождении Самсона. 10. Чудо в Хонех. 11. Явление Архангела Михаила при обличении пророком Нафаном царя Давида (надпись в восемь строк, неразборчива). 12. Три отрока в пещи огненной. 13. Пророк Даниил во рву львином. 14. Изведение апостола Петра из темницы. Изображение архангела Михаила в воинском облачении и с оружием в руках известно на Руси с конца XII - начала XIII века. По всей видимости, изображение архангела Михаила в образе воина восходит именно к сюжету Явления Иисусу Навину (Нав. V, 13-14) и имеет давнюю иконографическую традицию: миниатюра Свитка Иисуса Навина в Ватиканской библиотеке первой половины X века. Иконографическая схема в среднике публикуемой иконы: прямоличное изображение архангела с широко раскинутыми крыльями, держащего меч у правого плеча и опирающегося левой рукой на вертикально поставленные ножны, - ближе не к столичным, а к провинциальным произведениям, таким, как тверская икона XIV века в ГТГ. Средник окружают четырнадцать клейм с изображениями деяний Архангела Михаила. Порядок клейм и надписи в них точно следуют тексту "Сказания чудесе великого Божия Архистратига Михаила сведена вкратце", вошедшего в Великие Минеи Четьи митрополита Макария (1542-1563) под 8 ноября, день празднования Собора Архангела Михаила. Исключение составляет отсутствующее в Сказании Чудо в Хонех, память которого приходится на 6 сентября. Цикл деяний Архангела Михаила известен по памятникам домонгольского искусства, например, фресковым циклам в киевском Софийском соборе (1040-е годы) и в Спасо-Преображенском псковского Мирожского монастыря (середина XII века). К концу XII века относится обширный цикл из 24сцен, исполненный в технике золотой наводки по меди, на южных вратах собора Рождества Богородицы в Суздале. Иконы Архангела Михаила с деяниями получают распространение с конца XIV века, когда около 1399 года для Архангельского собора Московского Кремля была создана его храмовая икона. Она послужила образцом для таких произведений как, например, икона "Архангел Михаил, с деяниями" из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, вложенная архимандритом Меркурием Дмитровцем между 1562 и1566 годами.

Стилистическая справка

В иконе видно следование стилю московской живописи в ее провинциальном преломлении.

Происхождение

Спасская церковь поселка Лальска Кировской области

Фрагменты

Библиография