Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Звезда Пресветлая

Реставрация: Реставрирована В.Д.Сарабьяновым в Московской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1996-1998 годах.

Размер: 180,0 x 141,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, мученик Кондратий, апостол Иаков, брат Господень, апостол Иоанн Богослов, святитель Симеон Солунский, праведный Иоаким, праведная Анна

Уточняющая датировка: 17 в. Конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Одним из вкладчиков церкви Рождества Христова в Балахне (1673-1674) был протопоп московского Успенского собора Кондрат Ильин. По-видимому, икона создана по его заказу, поскольку в числе припадающих изображен его святой патрон Кондратий-мученик. Остальные припадающие - Иаков брат Господень, Иоанн Богослов, Симеон Солунский, Иоаким и Анна - соименные святые членов семьи заказчика. Иконография иконы чрезвычайно редкая. Сложилась под влиянием католической иконографии "Madonna del Rosario" (Мадонна с четками), которая в развернутом варианте включает изображения отдельных новозаветных сцен, представленных в цветках розы. Каждая сцена - напоминание о пяти радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), пяти скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие) и пяти славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери) таинств из жизни Богородицы. В основе иконографии лежит популярное католическое молитвенное правило, состоящее из 150 повторений "Аве Мария" (аналог "Богородице, Дево, радуйся"). Для того, чтобы не сбиться во время чтения этого правила, используются четки - "розарий". Читается "Розарий" в честь 15-ти таинств из жизни Богородицы. Во время молитвы предписывается мысленно вспоминать эти события, во время чтения каждой декады - свой сюжет. Эти "таинства Розария" и изображаются вокруг Богоматери с Младенцем Христом на католических образах "Богоматерь с четками". "Розарий" был введен во Франции и Фландрии доминиканским священником Аланом де Рупом (ум. 1475) после видения ему святого Доминика (1170-1221), издавался в католических странах множество раз. В изданиях "Розария" помимо объяснения самого молитвенного правила помещались рассказы о помощи Богородицы тем, кто его практиковал. Название иконы восходит к литературному сборнику "Звезда Пресветлая" белорусско-польского происхождения, образцом для которого стал "Розарий". Название сборника обосновывается в предисловии, где приводятся ветхозаветные преобразования и новозаветные символы Богоматери, образы Апокалипсиса и эпитеты, содержащие образ звезды. Сборник имел широкое распространение в рукописных списках и стал литературной основой для русских икон подобной иконографии. Клейма: 1.Рождество Богоматери и принесение ее в Иерусалимский храм 2.Введение во храм и Благовещение у кладезя 3.Рождество Христово 4.Сретение 5.Преполовение 6.Омовение ног 7.Моление о чаше 8.Поцелуй Иуды и отсечение уха рабу Малху 9.Распятие и положение во гроб 10.Восстание из гроба и явление Христа Марии Магдалине 11.Сошествие во ад 12.Вознесение 13.Сошествие Святого Духа 14.Коронование Богоматери 15.Предста Царица и Страшный суд

Происхождение

Церковь Рождества Христова в Балахне Нижегородской области

Библиография