Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Введение во храм

Реставрация: Реставрирована в 1968 году во ВНИИР О.В. Лелековой.

Размер: 84 х 63 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богородица, Иоаким, Анна, первосвященник Захария, девы

Уточняющая датировка: 15 в. Около 1497 г.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Слева на иконе изображена процессия иерусалимских дев во главе с родителями Богоматери - Иоакимом и Анной. Справа, у храмовых дверей, представлен первосвященник Захария. Родители и первосвященник склоняются к маленькой фигурке Богоматери. Вверху изображена Богоматерь, сидящая на третьей ступени у жертвенника и принимающая пищу из рук архангела Гавриила. В основе иконографии лежит сюжет из апокрифического "Протоевангелия Иакова" (VII-VIII), согласно которому, когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна во исполнение данного обета посвятили долгожданное дитя Богу. Иоаким призвал непорочных израильских дев, которые сопровождали Богоматерь до храма. На пороге храма Марию встретил первосвященник Захария, введший Ее в Святая святых, куда имел право входить только сам первосвященник один раз в году. Древнейшие изображения "Введения" известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI-XII веках. По мнению Г.В. Попова, иконографической аналогией кирилловскому памятнику является изображение "Введения" на обороте иконы "Богоматерь Перивлепта" XIV века из Национального музея в Охриде.

Стилистическая справка

Образ "Введения Богоматери во храм" принадлежит тому же мастеру, который исполнил "Рождество Богоматери". Это одна из лучших работ иконописца, отличающаяся особой теплотой и лиричностью в передаче образов.

Происхождение

Праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Фрагменты

Библиография